Павел Широв

журналист

Просмотреть статьи автора на: Латышском Русском

Ārpus ētera
Павел Широв: Кровавый понедельник
Павел Широв: Кровавый понедельник

Страна вольно или невольно вовлечена в самую настоящую войну — настоящую в том смысле, что на этой войне стреляют и убивают. Значит, такое может случиться в любой момент. В каком-то смысле, чудо, что не случилось раньше. Существуют люди, не важно, в самой стране или за её пределами, заинтересованные в том, чтобы страну постоянно лихорадило, чтобы она не могла выкарабкаться из тяжелейшего экономического и политического кризиса. Значит, нечто подобное обязательно случится, достаточно лишь повода. Акция протеста у здания парламента Украины 31 августа и стала таким поводом

Павел Широв: Здравствуй, мыло хозяйственное
Павел Широв: Здравствуй, мыло хозяйственное

Главная российская спецслужба – это вовсе не Федеральная служба безопасности, сокращённо ФСБ. Бывшие чекисты (хотя говорят, бывших чекистов не бывает) могут отдыхать. Самая главная спецслужба в России – это «Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (во как называется), сокращённо – Роспотребнадзор.

Павел Широв: Изоляция в действии
Павел Широв: Изоляция в действии

Иностранные авиакомпании покидают Россию. О закрытии российских маршрутов уже объявили китайская (Гонконг) Cathay Pacific, тайская Thai Airways и ряд других. Американская Delta Air Lines намерена прекратить полёты в Россию с 1 декабря. Германская Lufthansa сокращает число рейсов и географию полётов, кроме того с сентября компания покидает московский аэропорт «Внуково». Все рейсы в российскую столицу теперь будут выполняться только в аэропорт «Домодедово». Между прочим, для пассажиров новость также малоприятная. Многим из тех, кто летит через Москву транзитом, придётся при пересадке менять аэропорт. С учётом московского трафика, это существенная потеря времени.

Павел Широв: Большая показуха
Павел Широв: Большая показуха

Огромный круг сыра летит в огонь. Вообще-то, процесс изготовления сыра трудоёмкий и длительный, сыровары говорят – на грани искусства. Да и делают они сыр для того, чтобы тот съели. Но сыр летит в огонь прямо из рук корреспондента ведущего российского телеканала. А на другом канале бульдозер закатывает в землю гору фруктов. Брызги, наверное, летят, кожура, хлюпает всё это месиво. Но слышен только бодрый голос ещё одного корреспондента, который рассказывает, как на границах России исполняют указ президента, предписывающий уничтожать запрещённые к ввозу в страну товары.
 

Павел Широв: Атомный юбилей
Павел Широв: Атомный юбилей

Некий Сергей Нарышкин, для тех, кто не в курсе, – спикер Государственной Думы, то есть нижней палаты российского парламента, выступил с инициативой созыва трибунала для суда над США за атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Инициатива большого отклика в мировой прессе не нашла, но в российской освещается достаточно активно. Время для такого предложения выбрано, разумеется, не случайно, как раз под очередную, причём круглую, годовщину первого и последнего, на сегодняшний день, применения ядерного оружия в военных целях.

Павел Широв: Незабытое убийство. Снова дело Литвиненко
Павел Широв: Незабытое убийство. Снова дело Литвиненко

Слушания по делу об убийстве бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко в Высоком суде Лондона застопорились. Один из главных подозреваемых в причастности к событиям осени 2006 года Дмитрий Ковтун отказался давать показания. Предполагалось, что допрос Ковтуна пройдёт в начале этой недели в режиме видеоконференции. Ещё в апреле нынешнего года сам подозреваемый предложил такой способ, снова заявив при этом о своей полной невиновности и намерении эту невиновность доказать. Однако в понедельник 27 июля допрос не состоялся.

Павел Широв: Суду всё ясно
Павел Широв: Суду всё ясно

Россия в очередной раз выступила категорически против создания международного трибунала по делу о гибели самолёта Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines, сбитого в небе над Донецкой областью Украины в июле прошлого года. Накануне обсуждения в Совете Безопасности ООН проекта резолюции, предложенного Малайзией, российский представитель Виталий Чуркин заявил, что Совбез не должен заниматься созданием уголовных судов.

Павел Широв: Иранский прорыв
Павел Широв: Иранский прорыв

Итак, свершилось. Во вторник 14 июля на переговорах в Вене Иран и «шестёрка» международных посредников достигли исторического соглашения. Иран согласился снизить до 5 процентов уровень обогащения урана на своих ядерных предприятиях. Все запасы уже обогащённого урана выше этого уровня должны быть переработаны. Также предполагается уничтожить предназначенное для обогащения урана оборудование. При этом программа развития ядерной энергетики Ирана будет продолжена, но под контролем МАГАТЭ – Международного агентства по атомной энергии.

Павел Широв: Воинствующая инфантильность
Павел Широв: Воинствующая инфантильность

Греческие уроки, пока что неусвоенные и самими греками, тем не менее, полезны, хотя бы своей наглядностью. К чему может привести слепая уверенность в наличии некоей могущественной силы, которая, случись что, обязательно придёт на помощь. Прикроет своими солдатами, танками и вертолётами от агрессии со стороны слетевшего с катушек соседа, пришлёт свежезамороженной курятины, если вдруг свои куры передохли, подкинет деньжат, наконец. В общем, вытрет носик, накормит ужином и уложит спать.

Павел Широв: Евгений Примаков. Прощание с эпохой
Павел Широв: Евгений Примаков. Прощание с эпохой

В Колонном зале московского Дома Союзов, том самом, где некогда, как писали в те годы, «нескончаемый людской поток» двигался мимо гроба очередного почившего генсека, теперь было на удивление немноголюдно. Оживление возникало, лишь когда в дверях появлялись делегации от разного рода партий и общественных организаций, которые не могут в подобных случаях обойтись без лишних условностей. И некоторые молодые журналисты, отправленные освещать похороны бывшего премьер-министра России Евгения Примакова, даже не сразу узнавали в лицо людей, имена которых вроде бы всем хорошо известны.

Павел Широв: Время платить по счетам
Павел Широв: Время платить по счетам

Суды Бельгии и Франции арестовывают российское имущество в этих странах. Арест налагается в обеспечение решения Гаагского арбитражного суда по иску компании Group Menatep Limited, согласно которому Россия должна выплатить 50 миллиардов долларов акционерам нефтяной компании ЮКОС, а также погасить судебные издержки в размере 65 миллионов. Реакция из Москвы была скорой и вполне ожидаемой.

Павел Широв: Антивоенный Донецк
Павел Широв: Антивоенный Донецк

Около пятисот жителей Донецка, собравшиеся на одной из площадей города, потребовали немедленно остановить боевые действия, вывести тяжёлую технику и прекратить обстрелы позиций украинской армии, чтобы не вызывать ответного огня. Такое сообщение пришло в понедельник по каналам информационных агенств. Правда, были и сообщения о том, что часть собравшихся напротив требовала нанести удар по украинским военным, чтобы отогнать их подальше от города.

Павел Широв: Шпроты в масле
Павел Широв: Шпроты в масле

Любите ли вы шпроты? Если честно, я – не очень. Но вот вчера купил баночку, чтобы, как говорится, поддержать отечественного производителя, которому закрыли российский рынок.

Павел Широв: Скандал в благородном семействе
Павел Широв: Скандал в благородном семействе

Скандал разгорается нешуточный, и разгорается совсем не там, где ожидали. Впрочем, нет. Коррупция в международных организациях, не только спортивных – секрет Полишинеля. Доказательств не всегда хватает, чтобы довести дело до логического завершения, но на этом поприще в разное время прославились даже чиновники ООН, не говоря уже о Международном олимпийском комитете. Теперь вот снова в центре внимания Международная федерация футбола, сокращённо – ФИФА

Павел Широв: За что боролись?
Павел Широв: За что боролись?

Интересно, знают ли военнослужащие 3-ей отдельной гвардейской бригады специального назначения российской армии Александр Александров и Евгений Ерофеев (по официальной версии Москвы – бывшие военнослужащие) о недавнем заявлении министра иностранных дел России Сергея Лаврова? Вряд ли знают. Взятым в плен в районе города Счастье на Востоке Украины, им сейчас не до этого. Но если бы знали, могли бы задуматься, потому что заявил министр, что Луганская область, где находится город Счастье, и соседняя Донецкая должны остаться в составе Украины.

Павел Широв: Оно вам НАТО?
Павел Широв: Оно вам НАТО?

«Агрессивный блок НАТО». Те, кому за сорок, в детстве множество раз слышали это словосочетание из телевизора или радиоприёмника, а потом читали в газетах. Других газет в то время, как известно, не было. «Агрессивному блоку» в этих газетах и телепрограммах обычно противопоставляли миролюбивый «Варшавский договор». Где, когда и при каких обстоятельствах НАТО проявляло в те годы свою агрессивность, никто и понятия не имел. Но некоторые знали о вторжении войск «миролюбивого Варшавского договора» в Чехословакию весной 1968 года.

Павел Широв: Понаехали тут
Павел Широв: Понаехали тут

Недавняя катастрофа близ острова Лампедуза в Средиземном море, унёсшая сотни жизней, снова привлекла внимание к проблеме, на самом деле существующей уже не первое десятилетие. Погибшие в катастрофе ливийцы пытались повторить путь, который прежде уже проходили миллионы их соотечественников, выходцев из других стран Африки, Ближнего и Среднего Востока. Подобно тому, как в течение XIX — первой половины XX века миллионы жителей Европы искали лучшей — или хотя бы безопасной — жизни за океаном, теперь жители Африки и Азии ищут такую жизнь в Европе.

Павел Широв: Борцы за нравственность
Павел Широв: Борцы за нравственность

Бороться за нравственность — дело простое, непыльное, дополнительных усилий не требует. Сиди себе и борись. Конечно, приходится ещё временами кому-то что-то доказывать, но всё это, не вставая с удобного кресла. К тому же редко кто спросит: а, собственно, с чего это вы, уважаемый, вдруг решили, что можете диктовать нам, что нравственно, а что — нет?

Павел Широв: Тени прошлого
Павел Широв: Тени прошлого

Папа Римский Франциск осудил массовое убийство турецких армян и назвал это геноцидом. Турецкая республика отозвала своего посла из Ватикана. Обычная история, можно сказать, навязшая в зубах: стоит какой-либо стране или какому-либо влиятельному международному институту назвать случившееся в 1915 году своим именем, как официальная Анкара встаёт на дыбы.

Павел Широв: Идолопоклонники
Павел Широв: Идолопоклонники

Инициатива украинских властей в области декоммунизации вызвала гневную отповедь российского МИД. Напомню, в кабинете министров Украины разработан пакет законопроектов, один из которых предполагает осуждение коммунистического и национал-социалистического режимов, а также устанавливает запрет связанной с этими режимами символики. Если этот законопроект будет принят, под запретом окажутся равно, и свастика, и серп и молот.

Павел Широв: Незаменимый Рамзан. Часть вторая
Павел Широв: Незаменимый Рамзан. Часть вторая

Всё-таки мы поторопились. На пути Рамзана Кадырова к вершинам власти в Чечне попадались и терни, и препятствия покрупнее. Один только Сулим Ямадаев чего стоил. А всего Ямадаевых было шестеро. Все родные братья, во время первой чеченской войны 1994 – 1996 г.г. все воевали на стороне сепаратистов. В начале второй войны, подобно Кадыровым, перешли на сторону Москвы. Возглавляемые ими отряды, контролировавшие второй по величине чеченский город Гудермес, почти в полном составе присоединились к федеральным войскам ещё осенью 1999 года, когда Ахмат-Хаджи Кадыров ещё раздумывал о своём будущем.

Павел Широв: Незаменимый Рамзан. Часть первая
Павел Широв: Незаменимый Рамзан. Часть первая

Небритый молодой человек в спортивном костюме, очень похожий на торговца с вещевого рынка - таким впервые предстал Рамзан Кадыров перед широкой общественностью 10 мая 2004 года. На фотографиях, сделанных тогда в кабинете Владимира Путина (при желании их можно найти в интренете) заметно, как российский президент смотрит на своего гостя. С лёгким недоумением смотрит. Отвык Владимир Владимирович от такого вольного стиля. И ведь знал же парень, что в Кремль везут. Мог бы пиджак какой-никакой надеть, рубашку посвежее... Оно конечно, не в пиджаке дело, да и у парня только что отца убили, всё можно понять. Но первое впечатление обычно самое яркое, от того многим и запомнилось. Наверное, Путину тоже.

Павел Широв: Кризис недоверия
Павел Широв: Кризис недоверия

Вот и всё, дело закрыто. Пятеро арестованы, шестой подозреваемый подорвал себя гранатой при задержании. Оказывается, не такие уж они тупые, неповоротливые и продажные, эти российские, извините за выражение, «правоохранительные органы». Могут, ведь, если захотят... А теперь, внимание, вопрос: вы в это верите?

Павел Широв: «Хотят ли русские войны?»
Павел Широв: «Хотят ли русские войны?»

Как-то раз — дело было в Грузии — разговорились с двумя коллегами о событиях 1940 года и последующей войне. Один из них пересказал историю, которую слышал от пожилой женщины из Видземе: во время войны (она тогда была маленькой девочкой), в доме её родителей одновременно оказались русские и немецкие солдаты. Подробностей теперь не помню, но помню, как, наверное, под воздействием грузинского вина, просто ухватился за этот рассказ, показавшиймся замечательным сюжетом для фильма, и даже вызвался написать сценарий.

Павел Широв: Ни мира, ни войны... а что с армией делать?
Павел Широв: Ни мира, ни войны... а что с армией делать?

«Новый Мюнхен», «новая Ялта», «новый Потсдам», с какими только сомнительными международными документами не сравнили за последние дни документы, подписанные по итогам не самой лучшей ночи в жизни Владимира Путина, какой он сам назвал ночь с 11 на 12 февраля в Минске. Сравнения, конечно, прямо-таки напрашивались, и соблазн был велик, вот только никакой это не Мюнхен, никакая не Ялта и уж конечно, не Потсдам. Немного успокоившись, комментаторы, главным образом российские, подвели итог: это всего лишь перемирие, посмотрим для начала, будет ли оно соблюдаться.

Павел Широв: Состояние войны
Павел Широв: Состояние войны

История Светланы Давыдовой из Вязьмы, арестованной две недели назад по обвинению в государственной измене, и позднее освобождённой под подписку о невыезде, весьма показательная. Телефонный звонок в посольство Украины послужил поводом для возбуждения уголовного дела по статье, которая в России вызывает, прямо скажем, весьма печальные ассоциации. В не очень давний период российской истории по аналогичной статье арестовывали, а то и физически уничтожали миллионы людей, как выяснилось впоследствии, никакой измены не совершавших.

Павел Широв: страсти по Европе
Павел Широв: страсти по Европе

Рассказывают, когда на прошедшей неделе российскую делегацию лишили права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ), не все российские представители сразу это поняли. Кто-то даже пожаловался, что у него не работает аппарат для голосования. Спикеру пришлось объяснять, в чём дело. Реакция, разумеется, последовала бурная и резкая. Российские депутаты покинули сессию, заявив, что приостанавливают своё участие до конца года. В общем, хлопнули дверью.

Павел Широв: На Мариупольском направлении
Павел Широв: На Мариупольском направлении

Украина снова в заголовках. Бои в Донецкой области возобновились. Лидеры самопровозглашённой «народной республики» радостно объявили о захвате аэропорта и теперь обещают взять Мариуполь. Украинские власти заявляют, что располагают неопровержимыми доказательствами участия в боях профессионалов из России. Впрочем, таких доказательств уже было предостаточно. Только в России об этом мало кто знает, а из тех, кто знает, многие не верят или отказываются верить. И то верно: согласиться, что твоя страна ведёт самую настоящую войну на чужой территории в наше время не так-то уж легко.

Павел Широв: Левиафан посмотрел на себя в зеркало
Павел Широв: Левиафан посмотрел на себя в зеркало

Новый фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» стал событием ещё до выхода на экран. Вообще-то, Звягинцев такой режиссёр, что каждый его фильм становится событием. Но в данном случае дело, кажется, не в художественных достоинствах картины, которые массовому зрителю ещё предстоит оценить. Известие о том, что фильм попал в шорт-лист премии «Оскар» в номинации лучший фильм не на английском языке, вызвало в России просто бурю обсуждения.

Павел Широв: Загадка Алексея Навального
Павел Широв: Загадка Алексея Навального

Алексей Навальный уже давно не просто человек, и даже не просто политик, строящий свою карьеру на борьбе с коррупцией. Алексей Навальный превратился в некий символ. Но если задаться вопросом, что именно он символизирует, ответ может показаться неожиданным. На самом деле это символ отрицания. Отрицания нынешней российской власти, системы, которую эта власть выстроила, положения, в которое власть и система загнали страну и граждан этой страны.

Еще

Самое важное