
За эфиром: Культура


РЕЦЕНЗИЯЗа эфиром

«Печальная комедия» — так обозначил режиссер Дж.Дж.Джиллинжер жанр постановки. Да, если улыбка у зрителя и появляется, то это почти наверняка будет грустная усмешка. «Королева красоты из Линена» заставляет сердце сжиматься от боли и сопереживания, и восхищаться прекрасной работой всей творческой команды.

Динозавры продолжают доминировать в поп-культуре. До сих пор не снято ни одного палеозойского блокбастера про парк трилобитов или аммонитов. А вот мир юрского периода получает триквел, который называется «Мир юрского периода: Господство».

Новый Рижский театр сыграл последнюю премьеру сезона — и первый спектакль с Чулпан Хаматовой, недавно принятой в труппу. Post Scriptum Алвиса Херманиса вобрал в себя тексты Федора Достоевского (1821—1881), Анны Политковской (1958—2006) и оказался созвучен злобе дня.

Хомо сапиенс — животное общественное. Иначе говоря, человеку нужен человек. Австралийско-македонский режиссёр Горан Столевски называет свой дебютный полнометражный фильм «Ты не будешь в одиночестве». Посмотрим, что конкретно он имеет в виду.

Финал своего очередного сезона Новый Рижский театр (НРТ), руководимый Алвисом Херманисом, завершает двумя премьерами, которые ранее не планировались — это спектакль «Плохие пути», а также Post Scriptum. На фото: тот самый Post Scriptum, финал спектакля, в котором главную роль играет Чулпан Хаматова, ставшая штатной актрисой НРТ.

Писать об этом даже немного боязно. Ведь как написать о мечте, которую, впрочем, не так уж и сложно реализовать, было бы желание и некоторые возможности. Короче, директор единственного рижского муниципального кинотеатра Splendid Palace Дайра Аболиня показала, как эту мечту реализовать, пригласив меня на открытие летнего кинотеатра Splendid Garden. Смотрели «Мужчину и женщину» Клода Лелюша.

«Жажда сбыться» — спектакль рижского Willa Teātris о красоте мысли, и это приближает его к совершенству. Мераб Мамардашвили мыслил красиво. Настолько красиво, что сказанное им так и хочется размельчить на афоризмы и даже словосочетания (хуже не будет, будет по-другому), чтобы после поработать над фрагментами. Чтобы получился спектакль, наполненный находками и радостью по поводу того, что нашлись. Случайностями, свободой полета и воздухом — тем самым, из которого спектакль соткан. «Ясным присутствием тайны».

Проходивший в Юрмале 40-й конкурс оперных исполнителей «Бельведер» — 40th International Hans Gabor Belvedere Singing Competition 2022 — завершен. Ни одной женщины среди лауреатов. Ни одного тенора среди 15 финалистов. Единственный контртенор, американец Key'mon Murrah, стал победителем, причем проголосовали за него не только члены жюри, но и критики. Не сговариваясь. Публика решила бы судьбу главного приза иначе.

Файл со списком финалистов «Бельведера» открываешь, как конверт на церемонии «Оскара»: вроде бы сам не причастен, но по-настоящему волнуешься.

В топ самых поздних сиквелов врывается «Топ Ган: Мэверик» режиссёра Джозефа Косински. Похождения лётчика-испытателя Пита Митчелла продолжаются спустя 36 лет после выхода оригинального фильма.

Вот уже несколько дней в ушах звучит «Когда-нибудь я буду жить на Сен-Жермен» в исполнении невероятной Илоны Багеле, хотя я понимаю, что едва ли… Однако Даугавпилсский театр умеет убеждать и вселять надежды.

Говорят, дождь к легкой дорожке. В Юрмале в среду то лило, как из ведра, то накрапывало, так что 33 участника международного конкурса оперных певцов «Бельведер», ткнув пальцем в небо, могли рассчитывать на расположение жюри и скорейшее обретение места в финале. Но все пошло иначе.

Второй отборочный день международного конкурса оперных исполнителей «Бельведер», 7 июня. В Юрмале +22, солнце, море, песок, люди в шортах и сланцах идут на пляж — а тут, в историческом здании «Дзинтари», темном и прохладном внутри, решаются судьбы десятков молодых людей. По регламенту, решение жюри обжалованию не подлежит. Подобную категоричность даже на спортивных соревнованиях редко встретишь, а тут пожалуйста.

Все музыканты ненавидят конкурсы. Всем музыкантам, рассчитывающим на большую карьеру, приходится в них участвовать. И если на этой неделю вы окажетесь возле концертного зала «Дзинтари» и увидите у входа симпатичных молодых людей, по преимуществу иностранцев, знайте — это не просто симпатичные молодые люди, это участники великой битвы сопрано и бас-баритонов, меццо и теноров, ибо «Дзинтари» принимает у себя 40-й по счету и грандиозный по размаху конкурс молодых оперных певцов «Бельведер». Латинскими буквами цифра 40 пишется как XL; «Бельведеру» в самый раз.

На этот блог меня спровоцировал Алвис Херманис. Искусство режиссера вообще подразумевает зачастую провокацию (можно и злую, если только бывают провокации «добрые»). Знаю это отлично по общению с отцом кинофорума «Арсенал» Аугустом Сукутсом, да и вообще — я в театре, извините, родился. Может, там и умру. Может, даже в Новом Рижском театре умру — от смеха, легкой печали и любви.

Бросив осторожный взгляд на восток, наша киноредакция обнаружила там фильм Кирилла Соколова «Оторви и выбрось». Это — редкая, чуть ли не уникальная возможность для обзора фильма с той стороны границы в это сложное для культуры время.

После совместного концерта актрисы Чулпан Хаматовой и пианиста Андрея Осокина (состоялся в рижском Доме Черноголовых в рамках «Осокинского фестиваля Свободы» в поддержку Украины) прошло уже четыре дня, а пишу об этом «отчет» только сейчас. Странно — обычно сразу пишу, а тут пауза (генеральная музыкальная). Потому что как точно перевести это триединство (поэзию, музыку и притихшие слушатели) на журналисткий язык?

«Вы же не думаете, что мы ездим на гастроли за счет наших налогоплательщиков? Мы всегда ездим за счет принимающей стороны», — на всякий случай уточнил директор хора «Латвия» Марис Ошлейс, когда речь зашла о Международном музыкальном фестивале в Гамбурге. Конечно, не думаем!

Из маленьких внутренних бед одна из самых тяжких — ремонт. Сегодня из-за ремонта опечалилась страшно, и не потому, что про свой вспомнила, ему уже почти 15, раны затянулись.

Приключенческие джангл-фильмы соревнуются между собой не только зеленью локаций и кассовых сборов, но и простотой названий, граничащей с безликостью. Фильм Аарона и Адама Ни «Затерянный город» — ещё один претендент на награду в этой категории.
Самое важное




















