Посмотреть полную видеозапись передачи можно здесь
Как ранее рассказал на конференции дорожно-строительной отрасли руководитель Latvijas Valsts ceļi Мартиньш Лаздовскис, в 2024 и частично 2025 году еще выглядят для отрасли «довольно обнадеживающими» благодаря проектам евросоюзного Механизма оздоровления и укрепления, которые планируется начать в этом году и завершить в следующем. Но после 2025 года единственное стабильное финансирование, на которое можно рассчитывать — средства госбюджета. А его база — 125 млн евро на все отраслевые капиталовложения: дороги разных категорий, проекты дорожной безопасности, пешеходные и велодорожки, мосты и проектирование, перечислил Лаздовскис.
Впереди еще дискуссии с теми, кто принимает решения, о том, как содержать и сохранять сеть государственных дорог в стране, прогнозирует глава LVC — но ясно, что при таком объеме финансирования невозможно добиться улучшения состояния сети дорог. Целью станет удержать хотя бы тот уровень, который был достигнут в последние 4-5 лет.
С 2026 года средств еврофондов не будет вообще, но все предыдущие периоды их планирования Латвия получала именно на дорожное строительство очень крупные вливания, заявила в эфире «ТЧК» представитель компании Latvijas Valsts ceļi Анна Кононова.
«В отличие от Литвы и Эстонии, в Латвии эта пропорция всегда была больше. Даже
были периоды, когда мы из еврофондов вкладывали больше, чем из госбюджета. Именно благодаря им состояние главных государственных дорог является таким, как сейчас — на эти деньги перестраивались дороги, а не просто менялось покрытие на них.
То же касается региональных дорог — было два фонда, из одного средства направлялись на главные государственные дороги, из другого на региональные. (..) Теперь Латвии надо самой быть способной содержать свою инфраструктуру — свои дома, свои дороги и всё остальное».
Как отметила Кононова, средства еврофондов Еврокомиссия сейчас больше распределяет на человеческие ресурсы и на климатические программы. Сеть же государственных дорог государство должно смочь содержать самостоятельно. Если оно не может это сделать — то надо уменьшать количество дорог.
«Сейчас стратегически, в рамках ограниченного финансирования, надо деньги вкладывать в сохранение дорог. (..) Нецелесообразно какое-то капитальное строительство: истратишь огромные суммы денег, а те дороги, что когда-то были построены, начнут ухудшаться.
И здесь ученые в сотрудничестве с отраслью могут предложить стратегии. Ясно, что экономика должна развиваться», — сказал доктор инженерных наук, ведущий научный сотрудник РТУ Виктор Харитонов.
По его мнению, Латвии нужно придумать, как привлечь средства ЕС на какие-то инновации и технологии на зимний «период спячки» дорожного строительства, чтобы обеспечить себя финансированием — таких грантов существует много:
«Потому что нас в ближайшем будущем ждет еще одно испытание: «зеленая» политика ЕС начнет давить, появятся требования, что дороги должны быть экологически обоснованы, и в рамках ограниченного финансирования это еще станет дополнительным шоком.
То, что сейчас используют Скандинавские страны и Германия — строительные материалы и технологии должны быть экологически обоснованными,
важны не только эксплуатационные свойства (прочность и долговечность), но параллельно в декларации указывается, а сколько потребовалось эмиссий при производстве продукта. И если потребовалось много — такой продукт рынки развитых стран не будут использовать».
По словам Виктора Харитонова, железобетонные конструкции, которые Латвия экспортирует в Скандинавские страны, уже проверяются по этому показателю, а вскоре это может коснуться и всех остальных материалов, что отразится и на конкуренции.
«Как оптимист могу сказать, что у нас есть два года, чтобы подготовиться, — сказал глава лаборатории стройфирмы Binders Эдвард Павловскис. — И взять самые лучшие решения у наших эстонских коллег, у которых такая ситуация с финансированием уже наступила. Что касается запаса прочности имеющихся дорог, всё будет зависеть от того, как мы будем содержать их.
Нужна политическая воля, чтобы как можно больше сохранять в хорошем состоянии то, что мы построили заново. (..) «Дорожная одежда» изнашивается, и одно — качественно построить, и другое — качественно содержать. Мы знаем, что верхний слой дорожного покрытия служит 7-12 лет, и потом он должен меняться.
И даже если денег нет — мы должны сохранять построенное и, конечно, внедрять новые технологии. То, что за минимальные деньги может нам дать максимальный долгосрочный эффект».
Анна Кононова напомнила, что большая проблема Латвии — демография, низкая плотность населения в регионах, из-за которой государство проводит территориальные реформы, и в итоге населению приходиться мерить все более дальний путь к местам получения услуг (возить детей в школу, самим ездить в поликлинику и т. д.).
«Если мы говорим о том, что будет реформа школ — надо чинить дороги! А какие? Дорога конкретно к школе эту ситуацию не улучшит, ведь дети живут разбросанно по территории вдоль очень разных дорог. И тут, конечно, очень сильно встает вопрос дорог местного значения. Они, к сожалению, у нас в большинстве с воем в плохом техническом состоянии, и какого-то хорошего ответа я вам дать не смогу. (..)
К сожалению, проводимые территориальные реформы касаются дорог, находящихся в наихудшем состоянии».
Виктор Харитонов отметил, что следующим этапом будет решить, нужна ли стране такая развитая сеть дорог, планировать маршруты, стимулировать пересадку пассажиров на поезда и, возможно, сократить сеть автодорог.
Как писал Rus.LSM.lv, по состоянию на начало 2023 года 78% главных государственных и 57% региональных автодорог в Латвии с асфальтобетонным покрытием находились в хорошем или очень хорошем техническом состоянии. Это — лучший за последние 30 лет показатель.