Новое здание Приморского музея сделано в виде корабля — очень красиво получилось. На церемонии открытия один из сотрудников музея, здоровенный парень-молотобоец, притащил ко входу в здание тяжеленную толстенную цепь. А затем руководство Вентспилса и музея и некоторые другие причастные приварили эту цепь к лежащему у дверей якорю.
Реализация проекта началась в 2018 году. За это время многое произошло: и строительную фирму менять пришлось, как упомянул на пресс-конференции мэр Вентспилса Янис Витолиньш, и ковид «подкорректировал» планы. Как раз в ковидное время попрощались со старым зданием. Тогда же сообщили, что фигуры Индейца, которую посетители очень любят, в новой экспозиции не будет — очень уж он обветшал и ему нужна основательная реставрация. Но он есть — стоит прямо между двух входных дверей нового здания. Такие фигуры когда-то ставили возле табачных лавок и магазинов колониальных товаров — как рекламу.
Коллеги с Латвийского радио и Латвийского телевидения уже рассказали о новом музее и его экспозиции (горячо рекомендую ознакомиться), а значит, есть возможность просто поделиться впечатлениями об увиденном, не цитируя сотрудников музея и специалистов, причастных к его строительству.
Экспозиция называется «У моря и на суше». Есть и вторая часть названия — расширенная — «Традиционный образ жизни Северной Курземе в XIX-XX вв., природа Северной Курземе». Одна из идей экспозиции — сравнение. То есть рассказано о жизни ливов и латышей, рыбаков и земледельцев, о земле и море. Много интересного интерактива. Например, можно послушать, как звучат слова на ливском языке. Зайти в уголок и примерить одежду горожанина: фотографируетесь и жмете на изображение желаемого наряда.
Здесь можно узнать о жизни и работе рыбаков и крестьян-землепашцев и скотоводов — старинные орудия труда и фотографии прилагаются.
Поразил снимок, где две женщины с помощью рычага вытаскивают лодку на берег: это 1962 год!
Можно узнать, как лодки строили и какая рыба обитает в наших водах. Стенд с рассказом о сушке и копчении рыбки тоже есть. А еще тут есть котики — один сидит на берегу и явно ждет, что ему от рыбаков рыбешка перепадет. Другой пристроился возле рукоятки хлебной лопаты, с большим интересом поглядывает на клубки пряжи на сундуке…
Отдельный стенд посвящен конфессиям Северной Курземе и красивым местных церквям. Разумеется, есть и интереснейший рассказ о рыболовецких колхозах советского времени — даже макет рыболовецкого траулера есть. Ватник с ушанкой прилагается. Ну и конечно о закрытой пограничной зоне советских времен рассказано. Посты пограничников были расставлены вдоль всего побережья. Стенд сделан классно и «совершенно секретно» — под стеклом «песок», надо его потереть и узнаете, как Советская армия охраняла границу.
Тут меня буквально накрыло флешбэком. Когда-то у родителей была дача, точней, старый рыбацкий хутор, как раз в погранзоне. Кажется, у нас было разрешение на пребывание в погранзоне, но уточнить уже не у кого… Воинская часть располагалась неподалеку, когда на пляж выходили, ее вышки были видны. На ночь по всему побережью пропахивали полосу шириной в несколько метров, чтоб никто не перепрыгнул и все следы «диверсантов» отпечатались на рыхлом песке. Стоило нам появиться на пляже с кем-то из приехавших в гости знакомых — через пару минут приезжал газик с погранцами, мол, кто такой? Один из гостей, которого требованием документов озадачили, когда он толком из воды выйти не успел, ответил: «Парни, ну откуда я вам сейчас документы достану?», и выразительно указал рукой на мокрые плавки, единственную его одежду на тот момент.
На втором этаже — лесная экспозиция. Часть посвящена лесоразработкам и работе лесников и лесничих, можно полюбоваться старинными охотничьими ружьем, сумкой, рогом и курительной трубкой, есть и стенд о пасечниках. Но самое интересное — лесные жители Северной Курземе. Тут не только отличные чучела животных и птиц, но можно и их голоса услышать. Рев оленя, уханье совы, хрюканье кабана, вой волка, карканье ворона и очень похожий на рёв слона крик бобра. Тут же можно сунуть голову в дупло и прокричать «Ууууууууу!». Кричите подольше. В ответ услышите крик совы.
Директор Вентспилского музея Солвита Удре растерялась в ответ на просьбу назвать что-то наиболее любимое в новой экспозиции: «Мне очень трудно что-то выделить — я была настолько глубоко во всех нюансах, что просто не могу назвать что-то отдельно. Мне всё нравится. Я с наслаждением сюда прихожу, с радостью иду по лестницам, смотрю один зал за другим, захожу в одну из реставрационных мастерских… О, как они мне нравятся!..»
«В этом музее две части — одна открыта для широкой общественности, но есть еще и другая… Для меня очень важно, как чувствуют себя сотрудники — если им хорошо, то и работа спорится.
Вы бы знали, какие условия были раньше! У реставраторов вода замерзала! Им приходилось печку топить и воду греть. И оборудование было примитивное. А ведь у нас реставраторы очень высокой квалификации,
к нам со всей Латвии учиться приезжают, мы оказываем услуги реставрации другим музеям. Вы еще не были в реставрационных мастерских?! Пойдемте! Очень ими горжусь», — пригласила Солвита Удре и отвела меня в реставрационные мастерские. Новенькие. Отлично оборудованные. Действительно — сплошное удовольствие даже просто их осмотреть.
Напоследок отмечу, что новое здание — это далеко не всё, что есть в Приморском музее, тут очень много интересных экспозиций. И знаменитый крошка-паровозик Мазбанитис тоже тут, катает пассажиров по двум линиям. Так что планируйте поездку в Вентспилс, это будет увлекательно!