На самом деле, романтический фарс называется «Как любит другая половина», но весь сюжет крутится вокруг измены и навороченного ради ее сокрытия вранья, так что… В общем, публика на премьере веселилась, смеялась и аплодировала.
За эфиром
Недавно состоялась официальная премьера «Жестоких игр» Алексея Арбузова. Еще одна дипломная работа теперь уже не студентов, а младшего поколения актеров вошла в репертуар Лиепайского театра. И эта новость прекрасна сама по себе. А уж если добавить, что спектакль в режиссуре Дмитрия Петренко очень хорош, то и вовсе манифест жизни получается.
«Август пришел равнодушный и сонный. Почти с вопросом: “Ну что вам всем от меня нужно, у меня кашель и депрессия, отстаньте, а?”. Сентябрь заботливо укрыл его одеялом, напоил малиновым чаем и уселся рядом вязать крючком, тихонько, не тревожа сон». Это цитата из рассказа «Сентябрь», из первого — пока — сборника Сармите Степанс.
За очень короткое время она потеряла самых близких и дорогих людей. И вместе с ними — часть себя. Как жить с такой утратой? Как принять то, что их больше нет, и они никогда не вернутся? Как перестать мучить себя вопросами, нет ли в этом твоей вины — а вдруг это ты не предвидела, не распознала... На днях в Лиепайском театре состоялась премьера моноспектакля «Год магического мышления» по одноименной автобиографической книге Джоан Дидион. Пронзительного.
Лиепайский театр после долгого перерыва вернулся к публике с премьерой. Это «Диагноз — молодость», дипломная работа студентов актерского курса Лиепайского университета. Выпускникам невероятно повезло с режиссером, ведь постановщиком стала несравненная Мара Кимеле. А значит, и публике посчастливилось, потому что спектакль получился таким, что зрителя затягивает в бездну вместе с героями.
Это был последний рейс из Израиля. «Осторожно, страна закрывается». Я успела вылететь, и в Латвии на следующий день объявили первый «локдаун». Прошел год. Сейчас Израиль впереди планеты всей по вакцинированию. Только это не соревнование. Там сестра, там — мама. Год не виделись. И, похоже, еще не скоро.
«И запомните: верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе», говорил группенфюрер Мюллер в культовом фильме. И был прав. Как и доктор Хаус, коротко отметивший, что «Все лгут». Но всё же — спектакль «Идеальные незнакомцы», премьера которого только что состоялась в Лиепайском театре, не только о тотальном вранье, но и о доверии. А еще — о тайнах, которые хранят телефоны каждого из нас.
«Это Интернет, детка, здесь могут и на@#& послать», гласит старая истина, известная с момента зарождения Всемирной паутины. Сейчас, когда Сеть все глубже затягивает в себя каждого из нас, крайне важным стал вопрос, до какой степени можно себе позволить откровенничать в Интернете? На первый беглый взгляд может показаться, что «Век равнодушия», поставленный в Лиепайском театре Дмитрием Петренко, как раз об этом.
Многоцветные абстрактные картины, объекты и инсталляции затягивают зрителя в водоворот ярких красок, периодически прибивая в тихие заводи стихотворных строк. Это — совместная выставка художника Петериса Сидарса и поэта Павила Раудониса «Поток», которая только что открылась в творческом пространстве Civita Nova лиепайского концертного зала Lielais dzintars.
Это — мир нашего вероятного будущего. Очень вероятного. А может, мы уже и живем в этой странной реальности, где Третья мировая война вот-вот начнется. Ведь герои постановки Лиепайского театра «Невидимая сторона Луны» в своих воспоминаниях говорят и о событиях нашего времени. Режиссер Моника Климайте назвала всё это «Псевдодокументальным спектаклем», но слишком уж много параллелей...
Солнечный свет. Такой привычный и такой необходимый всему живому. Особенно сейчас, когда день всё короче, а небо затянуто сизыми низкими тучами, за которыми не видно светила. Когда радует каждый лучик солнца, сумевший пробиться сквозь эту мрачную завесу. Какой может быть композиция о свете? А в керамике?
В кавычках — потому, что Даце Гринберга занимается вовсе не кружевом. Она керамист. Но ее работы настолько изящны, красивы и удивительны, будто действительно сплетены из драгоценных нитей. Название выставки, которую сейчас можно увидеть в Лиепайском музее, отражает утонченность ее творений. Это «Ажур. Между ремеслом, искусством и дизайном».
«Куда идем мы...». Нет, песенка Винни-Пуха тут не годится. Лучше процитировать что-то более философское. Например, знаменитое высказывание Лао-цзы «Путь в тысячу ли начинается с первого шага». На самом деле, все эти псевдо-глубокомысленные потуги — ерунда. А суть в том, что в Лиепайском музее открылась традиционная ежегодная осенняя выставка Ceļā — «В пути».
Не в один момент, конечно, а за два действия. И не только её, но и остальных героев. И зрителей заодно, настолько публика была поглощена происходящим на сцене. Всё-всё, хватит нагонять туман. Речь идет о феерическом мюзикле «В трясине. В огне», поставленном режиссером Регнаром Вайварсом на музыку Карлиса Лациса по мотивам произведений Рудольфа Блауманиса. Открытие 113-го сезона Лиепайского театра получилось великолепным.
Несколько штрихов и — человек и котик. Еще пара взмахов карандашом — дама в длинном платье с... котиком на руках. А вот серии — «Воспоминание о русском балете», «Злачное место»... Всего 132 рисунка. Это выставка графики «Жан Кокто. Искусство линий», до конца сентября её можно увидеть в Лиепайском музее.
«Ямщик, не гони лошадей...». Вряд ли ребенок, который в XVIII веке играл с этими роскошными санками, распевал романс начала XX века, но его вполне можете мурлыкать вы, когда заглянете в Лиепайский музей на выставку «По дороге к музею интерьера XVII-XIX века на Кунгу, 24 в Лиепае». А санки — лишь один из множества старинных предметов, которые ждут, чтобы занять свое место в будущем музее.
«Ни для одной из этих фотографий не делался специально грим, не было какой-то фотосессии. Все снимки созданы или за пару минут до начала спектакля, или сразу после его окончания, когда актеры «внутри роли», в образе», — так говорит Айгар Хибнерис о фотопортретах актеров Лиепайского театра, представленных на выставке «Игра» в Лиепайском музее.