


Неделя выдалась необычной. Началась с теракта в Санкт-Петербурге, продолжилась терактом в Стокгольме, потом был взрыв в церкви египетского города Танта, а под конец предмет, похожий на бомбу, нашли возле станции метро в Осло. Не слишком ли много всего за семь дней?

Последние события в Санкт-Петербурге перевернули всю логику понятий о том, что происходит сейчас в России. Протесты 26 марта, на которые вышли тысячи людей в десятках городов по всей стране, показали, что ситуацией недовольна не только «горстка оппозиционеров». Нынешняя жизнь не устраивает многих, в том числе и молодежь, рассказал Rus.lsm.lv российский адвокат Борис Кузнецов, который получил известность благодаря своему участию в громких делах — в частности, он защищал в суде права семей погибших моряков подлодки «Курск».

Акция 26 марта, как теперь становится понятно, побила все рекорды. По всей России, от Владивостока до Санкт-Петербурга, на улицы по призыву Алексея Навального вышло порядка 80 тысяч человек. Невиданной прежде стала активность молодых людей. Едва ли не четверть тех, кто вышел в минувшее воскресенье на Пушкинскую площадь Москвы, относилась к категории 14+, хотя довелось заметить в толпе кое-кого и помладше, причем вовсе не в сопровождении родителей. Очень похоже, что власти ничего такого не ожидали.

Третью годовщину аннексии Крыма, на официозном русском языке называемую «возвращением», отметили скромнее предыдущих. Концерт в Москве закатили, но не на Красной площади под стенами Кремля, а на Воробьевых горах, возле высотки Московского университета. И тут нарвались. Несколько студентов устроили пикет с требованием не вмешивать университет в политику.

В эти выходные исполнилось ровно три года с момента, когда весь мир впервые услышал выражение «Крым - наш!» Затем оно превратилось в одно слово, по которому, как по индикатору, теперь определяют принадлежность «свой-чужой». Одни произносят его с восхищением и плохо скрываемым превосходством, другие – с иронией и даже ненавистью. Но живя в Евросоюзе и придерживаясь совсем не путинских взглядов, я тоже могу сказать, что Крым был когда-то нашим.*

В ночь (по европейскому времени) на 4 марта 2014 года постоянный представитель России при ООН Виталий Чуркин на экстренном заседании Совета Безопасности продемонстрировал копию, как он утверждал, письма президента Украины Виктора Януковича российскому президенту Владимиру Путину. В письме, среди прочего, как опять-таки утверждал В.Чуркин, содержалась просьба «использовать вооруженные силы Российской Федерации для восстановления законности, мира, правопорядка, стабильности, защиты населения Украины».

Спустя неделю после публикации известным российским оппозиционным политиком Алексеем Навальным результатов расследования возглавляемого им Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) относительно недвижимости, принадлежащей ряду фондов и компаний, тесно связанных с премьер-министром Дмитрием Медведевым, ничего не произошло. Медведев в отставку не подал, Генпрокуратура и Следственный комитет не заинтересовались, насколько владение недвижимостью соответствует закону о деятельности некоммерческих организаций вообще и благотворительных фондов в частности.

К московской журналистке и правозащитнице Зое Световой пришли с обыском. Пришли утром 28 февраля, позвонили в дверь, сказали, что принесли повестку, в получении которой надо расписаться. Когда Зоя открыла дверь, в квартиру вошли один за другим двенадцать человек, один из которых предъявил постановление о проведении обыска по делу нефтяной компании ЮКОС.

В тематическом парке «Патриот» близ Кубинки (70 км к западу от Москвы) построят копию здания германского Рейхстага. Не в натуральную величину, как уверяет министр обороны России Сергей Шойгу, надо понимать только фрагмент, чтобы, как выразился глава военного ведомства, «наши юнармейцы могли штурмовать конкретный объект». Это известие вызвало в Германии вполне закономерное недоумение. Даже весьма пророссийски настроенный политолог Александр Рар, которого охотно приглашают на федеральные телеканалы и часто цитируют официальные российские медиа, счел идею министра «странной и неуместной».

Дональд Трамп не знает, что происходит на Востоке Украины. Так и сказал, отвечая на вопрос Fox News. Конечно, куда ему бедному, информации-то никакой. Ну да, газеты что-то пишут, телеканалы что-то передают, так эти журналисты… Они же все время передергивают. Как им можно верить. Да и вообще, Украина – это где?

Лет сорок назад в подобных случаях газета «Правда» писала: «Обменялись мнениями по широкому кругу вопросов». Ведущая советская газета, орган ЦК КПСС, порой, как бы это помягче выразиться, выдавала желаемое за действительное. Но в приведенной выше цитате все было верно. Действительно обменялись, действительно по самым разным темам.

Ровно 30 лет назад, в январе 1987 года, генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев выступая на очередном партийном форуме, фактически провозгласил новый политический и экономический курс. Тот самый, который назовут потом «Перестройкой», словом, вошедшим почти во все языки мира без перевода, как и «Гласность». Вошедшим совсем недаром. Это было что-то сродни революции.

«Где мы находимся — в XIX или XXI веке? Нет никаких доказательств эффективности подобной терапии при лечении рака. Только астролога тут не хватает!» — так руководитель онкологической клиники больницы им. Паула Страдиня Гунта Пуркалне прокомментировала идею Минздрава использовать при реабилитации онкологических пациентов гомеопатию.

В Кремле и окрестностях ждут Трампа. Еще недавно казалось, ждут просто маниакально, почти как персонажи известной пьесы Сэмюэля Беккета ждали некоего господина Годо. И сходство было не только в том, что одного из этих персонажей звали Владимир.

Упоминания об унесшей жизни 92 человек катастрофе самолета Ту-154, случившейся ранним утром 25 декабря вблизи Сочи, исчезли со страниц российской прессы и из выпусков теленовостей уже через несколько дней. Исчезли как по команде, хотя к тому моменту в распоряжение следственной комиссии уже были так называемые «черные ящики» — бортовые самописцы, регистрирующие параметры полета и переговоры в кабине экипажа.

Ставя ударения в совершенно неожиданных местах, сержант Мэттью Венн уверенно выговаривает названия «Адажи» и «Кадага». Там он будет размещаться вместе со своим небольшим танковым подразделением — в рамках программы укрепления восточного фланга НАТО, осуществляемой США. Произойдет это совсем скоро: американская бронетанковая бригада начнет «командировку» в регион 6 января с германского Бремерхафена. Оттуда предстоит перемещение в западную Польшу, а потом — дальше на восток.

Приятель из штата Коннектикут, поздравляя с праздниками, ехидно добавил: «Судя по последним событиям, в наступающем году у вас, журналистов, будет много работы». Мой приятель – человек от политики весьма далекий. Новости, конечно, просматривает, но только в Интернете. Насколько помню, телевизор у них в семье используется исключительно для просмотра DVD. Невольно подумалось: если уж он почувствовал – значит, и правда происходит нечто очень даже существенное.

Ежегодная «большая» пресс-конференция Владимира Путина не принесла сюрпризов. Президент России не объявил о скорой отставке и досрочных выборах, хотя и слегка заинтриговал, намекнув, что еще не принял решения, будет ли баллотироваться на следующий срок. Общий же тон остался прежним: Россия сильна как никогда, проблемы преодолимы, отдельные недостатки будем исправлять, и обязательно исправим. В общем, живем уже неплохо, а скоро нормализуем отношения с Соединенными Штатами, и станет еще лучше.

Убийство российского посла в Турции не повлияет на отношения официальной Москвы с официальной Анкарой. Владимир Путин и Реджеп Эрдоган могут расходиться в части определения друзей, но врагов оба привыкли искать только в одном — западном — направлении.




















