За эфиром: Политика
Ноябрь — особенное время для Латвии. 10 ноября отмечается день Мартыня, 11-го — День Лачплесиса, а 18-го — День провозглашения независимости Латвийской Республики. В прошлому году я впервые побывала на факельном шествии в Риге и была поражена солидарностью местных жителей. Казалось, будто вся Латвия вышла в тот вечер в центр города. Мне, беженцу, человеку не местному, волей-неволей оставалось быть просто сторонним наблюдателем. И думать о том, а какие же есть памятные даты в эти тёмные осенние дни у моего, белорусского народа. Чем я могу гордиться, а от чего, наоборот — печалиться? Честно говоря — поводов для грусти у белорусов оказывается больше.
Я — билингв. Так называют людей, которые думают на нескольких языках, хорошо ими владеют и постоянно их используют. Есть люди, у которых и родных языков два или три, и в современном мире в этом нет ничего удивительного. В Латвии достаточно много билингвов — так сложилось исторически. Мне стало интересно пообщаться с молодыми людьми, живущими здесь, узнать подробнее о феномене, который изучает когнитивная лингвистика. Как язык влияет на сознание человека? Читая новостную ленту каждый день, я убеждаюсь, что это невероятно важный вопрос для Латвии.
На многострадальный еврейский народ обрушилась новая война. Уже несколько дней я много вспоминаю Витебск — один из последних городов, в котором я побывала в моей стране перед бегством навсегда в Латвию. Витебская художественная школа дала миру Хаима Сутина, Юделя Пэна, Марка Шагала... В тот день на одной из витебских улочек в центре я ненароком разговорилась с местным жителем. Элегантно одетый пожилой синьор с тростью вспоминал, каким был город во времена его юности.
Недавно столичные депутаты и министры узнали важную новость. Оказывается, в латгальском приграничье людям доступны российское и белорусское телевидение и радио! И совершенно свободно, как подосиновики после дождя. Сокрушительное открытие это совершается с периодичностью раз в десять лет и представляется с возмущением в голосе и ужасом в глазах: жители Латгалии, мол, поголовно сидят на пропагандистской игле соседских диктаторских режимов. ОК, шок пережит. Господа, какие действия предпринимаем? Правильно — никаких.
В центре каждого без исключения населенного пункта в Беларуси — в столице, областном или районном центре или даже в деревне — обязательно есть улицы Советская, Ленина, Социалистическая, Коммунистическая. Как правило, с памятником Ленину, а иногда и Дзержинскому. Да, всё это до сих пор существует в нашей стране. И не просто существует — процветает. Почему? Ответ прост и сложен одновременно.
В Даугавпилсе учебный год набирает обороты. И как думаете, чем озабочены родители первоклассников? Латышским языком? Я вас умоляю. С реформой образования, может, кто-то и плачет, и страдает — но тихо. Держат в себе эту боль. В первые учебные недели главные вопросы родительских чатов звучат так: «Сколько сдаём на подарки?» и «Что дарить детям?»
18-летний Даниил (имя изменено) приехал из Беларуси чуть более двух лет назад вместе со своими родителями, спасаясь от репрессий белорусского режима после событий 2020 года. Его семье и ему самому, получив статус беженца, пришлось начать жизнь заново. Сейчас молодой человек — студент факультета информатики Латвийского университета.
Вчера депутаты Сейма исправляли один из самых скандальных за последний год нормативных актов. По мнению даже части самих народных избранников, это был законодательный брак в виде поправок к Закону об иммиграции, принятых в прошлом году, после начала войны в Украине и перед выборами в Латвии и осложнивших жизнь всем сторонам, которых это коснулось.
Дети белорусских беженцев 1 сентября пойдут в школу в Латвии. Вместе с родителями они начали здесь новую жизнь. И если выбор взрослых принять участие в революции 2020 года в Беларуси был сознательным, то дети идут по тому пути, который был выбран мамой и папой. Каково ребятам в детском саду, в школе? Каково это — идти на уроки и учить предметы, не понимая латышский язык?
Рассказы белорусских беженцев, которые приехали в Латвию после событий 2020 года в Беларуси, глубоко трогают душу. Герой (имя его изменено), который делится своей историей сегодня, стал свидетелем того, как силовики во время протестов убили человека. Несмотря на всё пережитое, активист начал жизнь с чистого листа и достиг успеха: освоил новую престижную профессию, создал семью, продолжает изучать латышский язык и участвовать в жизни белорусской диаспоры.
В третью годовщину президентских выборов 2020 года белорусы Латвии, как и другие белорусские диаспоры по всему миру, провели «День солидарности». Колонна прошла в Риге от латвийской Национальной библиотеки до Памятника Свободы. Дата 9 августа изменила на «до» и «после» жизнь и самой Беларуси, и десятков тысяч ее граждан, попавших под жестокие репрессии. И как бы ни старался диктатор «перевернуть страницу» Революции, выстроив свою собственную пропагандистскую реальность, — совершенно точно не получится.
Сегодня, слушая истории своих соотечественников — белорусских беженцев, для которых Латвия стала вторым домом, я поняла, что горжусь знакомством с ними. Все они — невероятно сильные, смелые и умные люди. Цвет моей нации. Белорусы рассказывают о том, как они оказались здесь, о своем опыте жизни в новой стране. А также об общественной организации «Суполка», которую они создали в Латвии, чтобы поддерживать друг друга и родную Беларусь, сохранять свою национальную культуру. Да, имена всех собеседников изменены, и нет, фотографий не будет: у всех в Беларуси родственники.
Однажды, когда я, белорусская беженка, ехала в электричке из Риги в свой ставший родным за два года жизни в Латвии Тукумс, ко мне в вагоне подошла пожилая женщина. Она, скромно одетая, с цветастым платком на голове, напомнила мне мою бабушку по отцу родом из Воронежской области. Один-в-один. Она подошла и попыталась что-то спросить у меня... по-английски!
Шестого июня родился Пушкин, который ещё недавно очень демократично объединял и представителей разных слоев общества, от пушкиноведов до тех, кто мог вспомнить только «Выпьем с горя, где же кружка?», и представителей разных национальностей. Этот день даже отмечался как день русского языка. Еще так недавно.
Разговор начался нехорошо. Мнение Натальи Михайловой на LSM.lv о том, как она видит уже произошедшие и ожидаемые перемены в использовании русского языка в Латвии — причина не только для заявления омбудсмену общественных СМИ. В дискуссиях в социальных сетях оно вызвало новые вербальные атаки на автора и на общественные СМИ. Оно вызвало в коллегах из общественных СМИ впечатление, что «сейчас нас заставят все это закрыть».
В апреле в нескольких рижских судах начнутся слушания дел по обвинению в нарушении санкций ЕС в отношении нескольких авторов, которые еще до полномасштабного вторжения РФ в Украину публиковались на порталах Sputnik и Baltnews, принадлежащих медиахолдингу «Россия сегодня». Из первоначального дела выделено несколько процессов, всего обвиняются 14 человек, сообщает программа LTV De facto.