КОНТЕКСТ
Как ранее писал Rus.lsm.lv, 4 февраля правление входящей в коалицию партии «Кому принадлежит страна» проголосовало за исключение из этой политической силы одного из ее лидеров, депутата Сейма Алдиса Гобземса. Инициатором исключения Гобземса из партии стал ее основатель Артус Кайминьш, который упрекнул бывшего единомышленника в «систематическим подрыве имиджа партии». Гобземс выступал категорически против создания нового правительства под эгидой представителя «Нового Единства» Кришьяниса Кариньша. Но Артус Кайминьш счел возможным продолжить коалиционные переговоры. Кариньш, со своей стороны, не пожелал ввести в состав своего кабинета Гобземса, выдвинутого кандидатом в министры, после чего разногласия между двумя лидерами КПС усугубились.
Шестого февраля Гобзема исключили и из фракции.
Он прокомментировал свое исключение. «То, что случилось, очень логично. В принципе, прошлым летом, когда я вступил в КПС, я чувствовал и знал, что будут изменения — может, не такие, как на данный момент, но знал, что мы не будем вместе с депутатом Артусом Кайминьшем».
КПС уступила старым политическим силам, считает Гобземс. «Это начало конца конкретной партии. Мы уже слышали, что сопредседатель Линда Лиепиня отказалась от своего поста...
История политика Кайминьша завершается.
Избиратель КПС ждал серьезных не только изменений, но он ждал большое противостояние так называемой старой политике. Так получилось, что часть КПС идет под «Единством». И, в принципе, если мы читаем комментарии на странице господин Кайминьша, там в основном слово “предатель”», — заявил политик.
Гобземс пояснил и свое выступление с трибуны Сейма, в котором обвинил Кайминьша в планировании незаконного финансирования.
«Разница между старой политикой в том, что в старой политике мы не хотим и не видим то незаконное, что кто-то делает рядом.
А в новой политике это невозможно. Если мы увидим, что есть какие-то задачи, которые кто-то выполняет для таких спонсоров, или делает что-то противозаконное, про это надо говорить. Все, что я сказал, это правда... Я думаю, все то, что я сделал — это не вопрос о дружбе, а вопрос о том, чтобы Латвия стала таким государством, где политики не врут. Это во-первых.
Во-вторых, ситуацию, когда после выборов было сделано все, чтобы я не стал премьером, и одну из главных ролей в том, чтобы я не стал премьером, играл господин Кайминьш, я бы не назвал дружбой...
КОНТЕКСТ
В среду, 23 января, Гобземс с трибуны Сейма обвинил Кайминьша в планировании незаконного финансирования. Кайминьш, по словам Гобземса, предложил 100 тыс евро от какого-то Рудольфа — возможно, речь идет о швейцарском адвокате Рудольфе Мерони.
Гобземс на вопрос, почему не сообщил о своих подозрениях раньше, ответил, что только вчера получил подтверждение. «Вчера я получил подтверждение соответствующим фактам. Фактам, которые заставляют меня считать, что упомянутое правительство одобрено на деньги господина Мерони. Я публично об этом рассказывать не буду. Я расскажу только то, что у меня спросит KNAB», — заявил политик.
Я сказал, что мы не будем принимать такие деньги. И даже публично я сказал, что партии нужны деньги для предвыборной кампании, но мы не будем принимать деньги, если кто-то за это что-то хочет. Во-вторых, в тот момент, когда был вопрос, идти под «Единством», или держать свой, в принципе, золотой голос до конца — и мы могли держать до конца, и мы бы выиграли, если держали до конца, мы бы выиграли всю эту партию сразу. Тогда очень большой вопрос, почему так важно было отдать золотой голос, почему очень важно было идти под старой политикой, почему было важно подписать правительственную декларацию, где нет ни одного пункта из программы КПС. И там два ответа. Первый вопрос — это тот, что будет в Сейме: после выдачи депутата он может сохранить свое место в Сейме. Это, в принципе, продажа идеалов за это.
Я считаю, что я человек, который немного знает кулуары.
И мне кажется, что вторая вещь связана с этими спонсорами. Никакие другие аргументы, чтобы отдать полностью все, что было, не работают. На данный момент можно сказать, что да, у партии есть какие-то посты. Но мы же не шли, чтобы получить посты, мы шли, чтобы вести новую политику, вести новые идеалы», — заявил политик.
Он рассказал и про процесс формирования правительства. «Национальное объединение сказало, что без [Союза] зеленых [и крестьян] вообще не будет... У них была «красная линия»: как минимум пять партий. В тот момент было полностью ясно, что мне тоже не удастся. Это было ясно перед тем, как господин Вейонис меня назвал...
«Развитие/За!» уже в тот момент приняло решение, что будет торпедировать. В то время уже шли разговоры о господине Кариньше.
Я делал все возможное, чтобы получилось, до последнего момента. В тот понедельник у меня уже половина кабинета была готова. У меня было 2 недели, у «Единства» был фактически месяц. Если бы у меня был месяц, я бы тоже в тот момент сделал правительство. Я полностью уверен, что нам не понадобиться ждать четыре года. Может быть, сегодня многие считают, что это утопия, но я уверен, что премьером Латвии, или руководителем Латвии я рано или поздно стану», — заявил политик.
Он подтвердил, что собирается создавать собственное политическое движение. «Я своим избирателям показал, что держу слово, я не меняю идеалы, которые у меня есть. Я буду продолжать дальше. Нам надо использовать это время, чтобы увидеть, кто есть кто. В принципе, все в данный момент показали свои карты. В Сейме — сто карт. Общество более-менее знает, кто есть кто. Я думаю, те, кто считает, что ничего не будет менять в эти четыре года, не правы. В течение года, максимум 2 лет, будут очень большие изменения.
Я не только со своей будущей командой выиграю выборы, но я уверен: придет день, когда у этой команды будет 51% в Сейме... Те решения, которые на политической арене уже происходят и будут продолжаться, приведут к тому, что те люди, которые будут со мной, выиграют», — уверен он.
Гобземс добавил: он договорился со своими сторонниками, которые являются членами КПС, что те не будут немедленно выходить из партии — но сделают это позже. «Время работает в мою пользу... спешки нет... Надо позволить людям увидеть, что ничего не будет меняться. Никакие реформы, которые обещали политические партии, которые сейчас у власти — ничего не будет.
В партии КПС находится много людей, которые стоят за меня, которые хотят, чтобы я был в партии. Я считаю, что в данный момент партия КПС — и я это говорил и с трибуны Сейма — [совершила] очень большую ошибку, и эта ошибка будет стоить много.
Я думаю, это ошибка будет стоить того, что в Латвии этой партии больше не будет»,
— отметил он.
Политик рассказал, что получил в Facebook достаточно много писем сторонников. Однако, добавил гость программы, надо узнать этих людей.
Десятого декабря после встречи с кандидатом в премьер-министры Алдисом Гобземсом (КПС), которому ранее было поручено сформировать правительство, президент Раймонд Вейонис заявил, что отзывает его выдвижение.
Как ранее сообщал Rus. lsm.lv, в четверг 6 декабря стало ясно, что переговоры, которые ведет Гобземс с с партиями, на этой неделе не увенчаются созданием нового кабинета министров. Не далее как во вторник Гобземс предложил начальный вариант потенциального состава правительства. Затем процесс переговоров зашел в тупик, и в пятницу 7 декабря Гобземс отозвал свое предложение партиям, вместо этого предложив создать кабинет, где министры будут профессионалами каждый в своей области. У других партий это особого энтузиазма не вызвало.
Ранее президент Раймонд Вейонис дал Гобземсу время до 10 декабря, чтобы сформировать правительство. Вейонис заранее предупредил, у что у него «есть план Б», не связанный с роспуском Сейма, но который может «не понравиться» представленным в парламенте партиям.
В переговорах выяснилось, что для потенциальных партнеров по коалиции крайне важен вопрос о том, получит ли кандидат в премьер-министры Гобземс допуск к гостайне. Уже прозвучало, что в случае Гобземса дополнительная проверка его личности спецслужбами может затянуться до мая будущего года — без гарантий, что он доступ получит.