"ДИГИТАЛГЕЙТ"
Всё началось с того, что в 2002 году дочернее предприятие Государственного телерадиоцентра Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs подписало договор с британской компанией Kempmayer Media Limited о внедрении в Риге и ее окрестностях цифрового телевидения. Предприятие за труды запросило 53,5 млн. долларов, что, как показалось высшим должностным лицам, невыгодно для Латвии и крайне смахивает на аферу. В итоге было заведено уголовное дело, в рамках которого обвинялись особо приближенные к Андрису Шкеле лица. После долгих разбирательств Стокгольмский третейский суд обязал Kempmayer выплатить DLRTC более 5 млн. латов. Чтобы выполнить этот приговор, совладелец LNT, TV5 и глава совета "За лучшую Латвию" Андрей Экис одолжил фирме Kempmayer 10,4 млн. долларов
Решение судейской коллегии по уголовным делам (председатель суда Айна Ницмане, cудьи Ивета Бримерберга и Дайга Калниня) было основано на п.1 ст. 519 Уголовного закона — а именно, суд не констатировал состава преступления в действиях обвиняемых — Андрея Экиса, Юргиса Лиепниекса, Яниса Лозе, Хария Кронгорнса, Гинта Банденса, Гунтара Спунде, Мариса Паудерса, Мартиньша Квепса, Яниса Сварпстонса, Яниса Зипса, Юриса Улманиса, Инары Рудаки, Алфреда Яневица, Яниса Плуме и Улдиса Кокинса.
Суд предоставит дополнительные комментарии после подготовки полного приговора, оглашение которого запланировано на 26 июля, но эта дата может быть изменена из-за объема и юридической сложности дела. Сегодняшнее решение еще может быть обжаловано в кассационном порядке.
Это уголовное дело первое, которое было заведено в связи с т.н. дигиталгейтом. Второе дело о цифровом телевидении начал 21 июня с.г. рассматривать Суд по экономическим преступлениям.
Как уже писал Rus.lsm.lv, переход на цифровое телевидение планировался в годы премьерства Андриса Шкеле, на заре 2000-х. В проекте ведущую роль сыграло предприятие Kempmayer Media Limited, офшорная фирма, чьи бенефициары были неизвестны. Уголовное дело по факту этой аферы было заведено в 2003 году, отмечает LETA, оно прошло уже две судебные инстанции, и в конце месяца Верховный суд вынесет по нему окончательный приговор.
Айнар Шлесерс недавно объявил, что возвращается в политику и намерен учредить свою партию, которая стартует на парламентских выборах. Свое заявление он сделал после того, как прокуратура предъявила ему обвинения по делу о так называемом дигиталгейте. Шлесерс называет уголовное дело политически ангажированным и сфабрикованным, но отрицает, что в политику идет, чтобы повлиять на судебный процесс.