«Капремонт финсектора»: следственная комиссия назвала подход чрезмерно строгим

В четверг 7 сентября парламентская следственная комиссия доложила на заседании Сейма, что при проведении так называемого капитального ремонта латвийской финансовой отрасли ряд требований к клиентам кредитных учреждений были преувеличенными и препятствовали предприятиям открывать счета в Латвии, сообщается на сайте парламента.

Комиссия во главе с Вилисом Криштопансом, отработав 8 месяцев и проведя 21 заседание, выступила перед депутатами с итоговым заключением — и оно гласит, что, во-первых, Латвии необходимо достичь с другими странами единого понимания, какой должна быть политика борьбы с отмывкой капиталов и предотвращения финансирования терроризма.

Кроме того, комиссия резюмировала, что требования, выдвигаемые к клиентам банков, зачастую были «преувеличенными и превратно понятыми». В заключении комиссии указано, что необходимо принять меры, чтобы административное бремя не было столь несоразмерным, в том числе по издержкам, и чтобы юридические лица могли реализовать свое право на открытие основного счета хозяйственной деятельности в Латвии.

С начала формирования латвийского финансового сектора в 1990-х его неотъемлемой частью было обслуживание денег нерезидентов (иностранцев), и вплоть до 2018 года бизнес-модель многих банков строилась вокруг этого, отмечается в заключении комиссии. Затем на международном уровне прозвучала негативная оценка латвийского надзора за банками — из уст европейского экспертного комитета Moneyval, и начались серьезные изменения в отрасли. Однако часть реформ, по мнению комиссии, были поспешными, без оценки всех выгод и потерь для страны. Предприятиям дали слишком мало времени на выполнение всех новых требований и правил, которые государство ввело, стремясь избежать внесения Латвии в так называемый серый список Moneyval.

В последние годы в мире существенно изменилось отношение к финансовой сфере, например, в целях борьбы с отмывкой теневых капиталов были запрещены анонимные счета, от банков требуют как можно лучше знать своих клиентов, сотрудничать с налоговыми администрациями, службами финансовой разведки и правоохранительными органами, указано в заключении комиссии.

После 2018 года государственная политика по надзору за борьбой с отмывкой теневых капиталов, по оценке комиссии, была направлена на усиление контроля деятельности банков,  но одновременно создала для финсектора и негативные последствия, а также повлекла за собой наказания для субъектов. Та оценка рисков, которую установил латвийский банковский регулятор, вызвала отток клиентов банков — и физических лиц, и юридических — в соседние страны, так как многим отказывали в открытии счета. Причем банки сами выдвигали даже такие требования, которые регулятор не вводил. Итоговый вывод комиссии: кредитными рисками не управляли — вместо этого их просто избегали вообще. И латвийские банки не предоставляли разъяснений, на каком основании людям или предприятиям отказано в открытии счета.

Следственная комиссия также указала на высокое административное бремя для предпринимателей по открытию счетов и высокие ежемесяячные издержки на обслуживание счетов. Необходмо существенно снизить требования к низкорисковым предприятиям, пишет комиссия, и есть проблема с недостаточными возможностями кредитования покупки оборудования для производственных предприятияй из-за отсутствия конкуренции между коммерческими банками.

Парламентская следственная комиссия по изучению последствий «капремонта финсектора» для латвийской экономики начала свою работу в феврале с.г. по инициативе группы оппозиционных депутатов, требовавших расследовать предполагаемое доведение PNB banka до неплатежеспособности, доведение AS ABLV Bank до принудительной самоликвидации, а также изучить обстоятельства остановки деятельности Baltic International Bank.    

Как писал Rus.LSM.lv, одним из первых кредитных учреждений, ликвидированных в результате отраслевых изменений, стал банк ABLV, впоследствии он обратился в Суд ЕС с требованием взыскать с Европейского центрального банка (ЕЦБ) и Единого совета по урегулированию споров (Single Resolution Board, SRB) убытки в размере 414,691 млн евро. Кризис вокруг ABLV начался 13 февраля 2018 года, когда в Минфине США назвали банк объектом «первоочередной озабоченности» в связи с организацией схем по отмывке капиталов и «препятствованием соблюдению норм». Уже 25 февраля прозвучало сообщение Европейского Центрального банка о «волне оттока вкладов из ABLV bank» и заявление самого банка о привлечении 1,36 млрд. евро для выполнения требований клиентов. Затем FKTK сообщил, что у ABLV bank наступило состояние недоступности вкладов, а чуть позже ЕЦБ уведомил о принятом решении ликвидировать ABLV и его люксембургскую «дочку». Акционеры ABLV bank 26 февраля 2018 года на внеочередном заседании приняли решение о самоликвидации банка. В июле 2022-го появилась информация, что бывших сотрудников ABLV Bank обвиняют в легализации преступно нажитых 2,1 млрд евро.

Одним из итогов жестких мер по исправлению ситуации в финсекторе и пресечению отмывки теневых капиталов стало то, что банки проявляют теперь сверхосторожность, и иностранным предпринимателям после «капитального ремонта» чрезвычайно трудно открыть счетa в латвийских банках. Президент Банка Латвии Мартиньш Казакс признал, что банки и регуляторы в борьбе с «грязными деньгами» впали в крайность и осложнили жизнь честным предпринимателям. Премьер-министр Кришьянис Кариньш (Новое Единство) заявил, что латвийскому финансовому сектору пора прекратить только и заниматься тем, что искать «черные деньги», и больше внимания банкам стоит начать уделять развитию.

Rus.lsm.lv уже сообщал, что предприниматели недовольны тем, что банки неохотно их кредитуют и, что еще хуже, вообще порой отказываются открывать им счета или закрывают существующие. Представители же банковской отрасли объяснили ситуацию действующим правовым регулированием.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное