Холокост в Даугавпилсе: первые жертвы и уничтожение самой большой синагоги

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Гитлеровские войска заняли Даугавпилс 26 июня 1941 года. Массовое уничтожение еврейского населения началось буквально в этот же день.

Первый расстрел был произведен 26 июня в парке Дубровина, рассказал Rus.Lsm.lv Иосиф Рочко, историк и краевед, директор музея «Евреи в Даугавпилсе и Латгалии». По свидетельству старожила Цикунова, «немцы в черной одежде в парке расстреляли группу евреев. Вокруг стояло оцепление, и близко подойти было нельзя».

На второй день после прихода гитлеровцев начались массовые грабежи евреев. «Один из очевидцев вспоминал, как женщины тащили из еврейских лавок товары в подолах платьев. У одной пожилой женщины подол разорвался под тяжестью награбленного. Она нещадно ругалась, а соседи злорадно смеялись, говоря: “Да, не каждому впрок идет еврейское добро”», — пишет Рочко в очерке «Жертвы, спасенные и спасатели».

Двадцать седьмого июня по городу были развешены приказы, обязывающие всех евреев-мужчин в возрасте от 18 до 60 лет 29 июня прийти на базарную площадь. За неявку — смерть.

«Уже прямо на площади прозвучали выстрелы: кто-то “плохо стоял”, кто-то шептался с соседом. Мужчин погнали в сторону городской тюрьмы, а 30 июня начались расстрелы в железнодорожном саду за тюрьмой. Страшные события разворачивались во дворе тюрьмы, где совсем недавно советская власть уничтожала “врагов”, в числе которых был и депутат четырех сеймов, политик и общественный деятель Мелетий Каллистратов. Евреев заставили руками разрывать могилы, отмывать лица трупов, затем вытирать их рубахами. Горожан приглашали опознать убитых родственников, при этом немцы говорили, что в совершенных преступлениях виноваты коммунисты и евреи. С евреями предлагали тут же расправиться, давали палки, разрешали выламывать из забора деревяшки с гвоздями. Многих с остервенением забили до смерти», — рассказал глава музея «Евреи в Даугавпилсе и Латгалии».

Среди заключенных в даугавпилсскую тюрьму евреев оказался и Хаим Курицкий (1921-2015). Он пройдет через гетто и несколько лагерей и в 2004 году издаст в Израиле книгу «Выжить, чтобы рассказать». Позже книгу переведут и на русский язык. Вот небольшой фрагмент, который цитирует Рочко в своем исследовании «Знаменитые евреи Латгалии. Книга вторая»: «Оказавшись на тюремном дворе, мужчины увидели, что окружены немцами, вооруженными пулеметами. Немецкий офицер, ругая евреев, бросил фразу, что через несколько минут их расстреляют, осталось лишь время на молитву. После его слов изверги стали стрелять в воздух. Можно лишь догадываться, какой ужас пережили евреи. Этот же офицер вдруг обратился к евреям с предложением: “Если среди вас найдется миньян из десяти евреев, готовых к тому, чтобы их расстреляли, остальные останутся в живых!” … И вдруг из толпы поднялся один — высоченный, худой, с желтоватой бородкой, обрамлявшей лицо, с поднятыми вверх руками. Тотчас же за ним поднялось множество рук — все эти евреи были готовы идти на расстрел, чтобы их братья остались в живых. … Офицер неожиданно заявил: “Итак, я вижу представителей единого народа, каждый из которых готов принести себя в жертву во благо остальных”».

Позже Курицкому приходилось засыпать землей расстрелянных, а затем спускаться в яму и посыпать трупы хлоркой.

В июле 1941-го начались погромы синагог. В самом начале месяца в Гайке (один из районов Даугавпилса) была подожжена синагога с находившимися там 50 евреями. «Мы почувствовали какой-то едкий запах, появился дым, и вдруг внутри синагога загорелась. Евреи кричали дикими, нечеловеческими голосами. Люди, стоявшие на улице, плакали и тоже кричали от ужаса», — вспоминали очевидцы.

Ровно 80 лет назад, 6 июля 1941 года, гитлеровцы взорвали большую хоральную синагогу на улице Саулес, 49. Ее историю в 2010 году рассказал краевед Гесель Маймин (1928-2014): «Эта синагога была заложена в 1864 (по другим источникам — в 1865) году. Здание должно было стать самым высоким и красивым среди городских синагог. Через два года строительство остановилось: по законам Российской империи синагога не могла быть выше христианского храма, вблизи же — на Рижской улице — находился невысокий католический храм. Строительство возобновилось в 1869 году, в 1884-м случился пожар, и синагога восемь лет простояла “горелой”. Строительные работы завершились накануне Рош ха-Шана (еврейского Нового года – Л.В.) в 1893 году, действовать синагога начала в 1894-м — спустя 30 лет после начала строительства.

Большая хоральная синагога на 500 мест была самой красивой в городе. Внутри — голубой купол со звездами, с трех сторон находились балконы для женщин, в середине — обширная бима для хора. Здесь служили канторы с мировыми именами, пели известные канторские хоры.

В середине 1930-х годов хоральная синагога была капитально отремонтирована — обновлен небосвод, сооружено специальное освещение внутри купола. Шестого июля 1941 года пришел печальный конец…»

Пятнадцатого июля 1941 года в оккупированном немцами городе появился приказ о создании гетто. Началась другая кошмарная страница истории Холокоста.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное