Заседание суда состоялось в этот четверг, 30 января, потому что ЮАР не переняла Мисане в ранее отведенные для этого 30 дней. Датский суд поначалу постановил освободить задержанную, но после повторного встречного иска прокуратуры все же решил оставить ее за решеткой.
Прокуратура Дании аргументировала свою позицию тем, что ЮАР гарантирует Мисане место в тюремной камере на 18 человек, где на ее долю будет приходиться 4,4 кв.м пространства, сообщают родственники Мисане.
Сестра Кристине Мисане и представительница ее интересов Марите Батрака выразила недоумение тем фактом, что «Дания не верит заключениям ни США, ни международных организаций — ООН, Human Rights Watch, Amnesty International — о нарушениях пав человека в Южноафриканской республике и тюрьмах этой страны».
Как сообщал Rus.Lsm.lv, Кристине с детьми сбежала от мужа-абьюзера в Латвию в мае 2018 года. Она признает, что в тот момент не соблюла право младшей дочери видеться с отцом — гражданином ЮАР. Кристине на насилие со стороны мужа жаловалась и в правоохранительные органы ЮАР, но супруг еще больше озлобился — жизнь и здоровье и женщины, и ее дочки оказались под угрозой.
Девятого декабря 2018 года Кристине по работе из Латвии, где прожила на тот момент полгода, полетела в Мозамбик — страну рядом с ЮАР, где долгие годы жила и вела бизнес. Но в датском аэропорту ее арестовали, поскольку в ЮАР по заявлению отца дочки женщину объявили в розыск за кражу ребенка, подделку документов и другие нарушения. В ЮАР ей грозит лишение свободы на срок до 15 лет — что с учетом условий содержания в тамошних тюрьмах означает фактически смертный приговор, опасается семья Кристине.
Комиссия Сейма по правам человека и общественным делам постановила создать рабочую группу и не позднее вторника 28 января найти решение, позволяющее оставить Мисане в Европе. В группу войдут представители Канцелярии президента, Минюста, Генпрокуратуры, МИД, общественных организаций, а также родственников самой Мисане.
Ранее Сейм Латвии попросил Данию не выдавать Мисане ЮАР.
Как признал генпрокурор Эрик Калнмейерс, у Латвии нет рычагов влияния на датские правоохранительные органы, она может только просить не выдавать Мисане в ЮАР.
Возможность вернуть Кристине в Латвию была в январе 2019 года: Дания отправила латвийской генпрокуратуре письмо с вопросом, можно ли здесь на основании инкриминируемых Кристине в ЮАР нарушений начать уголовное преследование. Тогда Кристине как латвийскую гражданку сперва выдали бы не ЮАР, а Латвии. Однако генпрокуратура ответила — нет.
Чтобы было основание затребовать выдачу латвийского гражданина у другого государства, причины должны быть серьезными: возможное наказание — минимум год тюрьмы. Однако прокурор Каспар Калниньш, который принимал решение, пояснил: то, что некто вывез своего ребенка из ЮАР, в Латвии расследовали бы не как похищение, а как нарушение права на контакт. И за такое преступление не грозит более 3 месяцев тюрьмы. Только в конце прошлого года генпрокуратура по инициативе МИДа все же отправила в Данию просьбу остановить выдачу Кристине в ЮАР, поскольку эта страна нарушает права человека. Однако решение в связи с возможностью требовать выдачи женщины в Латвию прокуратура не изменила.