В ходе слушаний адвокат указала, что из разъяснений Министерства образования и науки можно сделать вывод о том, что цель оспариваемых норм - не просто добиться усвоения государственного языка, а того, чтобы представители нацменьшинств владели ими на таком же уровне, что и латыши.
Она считает, что это невозможно из-за разницы между родным и другими языками. Люди другой национальности почти всегда будут владеть латышским языком немного хуже, потому что он не является для них родным, указала Никульцева, добавив, что требование точно такого же владения госязыком, как у латышей, которые являются его носителями, не может быть законной целью.
Никульцева отмечает, что аналогичные поправки к закону ранее были приняты в Украине. Венецианская комиссия (Европейская комиссия за демократию через право) ранее призвала исключить частные школы из языковых требований, и Украина это сделала.
Тенгиз Джибути, законный представитель Даны и Доминика Джибути, по заявлению которых возбуждено дело, подчеркнул в суде, что общество можно объединить через понимание общих ценностей и чувство принадлежности, чего можно достичь, только проявляя уважение к меньшинствам.
Он считает, что нынешняя интеграционная политика государства направлена не на сотрудничество и сплочение различных этнических групп, а на игнорирование интересов меньшинств и сохранения их самобытности. По его мнению, оспариваемыми нормами государство переступило допустимую черту.
Как сообщалось, иск в КС подали Дана Джибути и Доминик Джибути, которых представляет их отец Тенгиз Джибути. Истцы считают, что из-за оспариваемых норм они больше не смогут получать образование на родном языке, и эти нормы лишают их права на развитие как всесторонних и критически мыслящих личностей и права на полноценное использование своего языка в общественной и частной жизни, что вытекает из норм Конституции.
Как сообщал Rus.LSM.lv, ранее, в июне 2023 года, Конституционный суд провозгласил, что закон, ограничивающий свободу вузов и доцентов преподавать на иностранных языках, не соответствует Конституции Латвии — Сатверсме. Сейму дан срок в год, чтобы внести изменения в законодательство, и он истекает 1 июля 2024 года.
Суд Сатверсме признал, что языковые ограничения, наложенные на частные высшие школы, не вполне отвечают основному закону страны — запрет преподавать на официальных языках ЕС противоречит ему, в свою очередь, запрет преподавать на других иностранных языках не нарушает Конституцию.
Поправки к закону о высших школах были утверждены Сеймом в апреле 2021 года. Они гласят, что обучение в высших школах и колледжах ведется на государственном языке, но у вузов, выполняющих определенные критерии качества, имеется право реализовывать учебные программы и на иностранных языках — тех, что являются официальными в странах Евросоюза. Русский язык таковым не является.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, Суд Сатверсме летом 2020 года частично удовлетворил иск о несоответствии языковых норм Закона о высшем образовании основному закону страны. Изменения в законе потребовались, чтобы выполнить это решение суда: он признал не соответствующей Сатверсме норму, требующую даже в частных вузах Латвии обучать студентов только на госязыке. Податели того первого иска — группа депутатов Сейма — заявляли, что поправки к 5-й и 56-й статьям Закона о вузах не только противоречат Сатверсме, но еще и чреваты многомиллионными убытками для частных высших школ Латвии. В частности, Тартуский и Вильнюсский университеты, где есть программы на русском, теперь составляют серьезную конкуренцию Латвии, указывала в суде представитель Ассоциации частных вузов Латвии, преподаватель вуза и экс-депутат Сейма Ирина Цветкова.
В 2019 году Сейм утвердил, а президент провозгласил «языковые» поправки к законам об образовании, резко сокращающие объем употребления русского языка в школах и запрещающие преподавание на нем в вузах, даже частных. Студентам, которые уже учатся на русском, обещали дать завершить образование, аккредитация программ на русском языке оставалась в силе до истечения срока аккредитации — но новых абитуриентов с 2019 года вузы уже не принимали.