Rus.Lsm Сегодня вечером

"Следующие 90"

Rus.Lsm Сегодня вечером

"Психотропных" посылок всё больше

В фокусе: "Русским" Вузам не быть?

Идею запретить преподавание на русском в частных вузах назвали предвыборным пиаром

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Предлагая отказаться от обучения на русском языке в частных высших школах, министр образования Карлис Шадурскис («Единство») таким образом набирает себе предвыборный капитал у национально-ориентированных избирателей, прозвучало в передаче Русского вещания LTV7 «Сегодня вечером». Практическая польза такой правовой нормы сомнительна, к тому же ее могут оспорить в Конституционном суде.

Надо или не не надо переводить их на латышский язык — у экспертов в сфере образования и политиков разные мнения. Но многие допускают: это ещt один шаг в предвыборной кампании  Карлиса Шадурскиса.

«Министр думает, что это повысит его рейтинг среди тех, кто считает, будто его главный профиль – это борец за латышский язык, — отметила Мария Голубева, аналитик политики образования. —

В целом выдвигать им более высокие требования, чтобы они могли им соответствовать – идея хорошая!

Другой вопрос, что они всё-таки остаются частными, и определять в деталях, сколько и на каком языке им преподавать — на мой взгляд, не лучшая идея. Гораздо правильнее было бы установить, что экзамены должны сдаваться, например, на государственном языке или на каком-нибудь языке ЕС».

С Марией Голубевой согласен и бывший министр образования Роберт Килис. В частных вузах должна быть свобода выбора в вопросе языка преподавания, считает он.

«Есть люди, которые готовы за эту учебу платить. Будь это русский, японский, китайский, всё равно какой язык! И если обучение было бы на этом языке, мне кажется – это было бы большим достоянием Латвии, нежели наоборот».

Любая инициатива Министерства образования должна будет в итоге пройти через парламент. И там пока нет о ней единого мнения. Янис Урбанович, председатель парламентской фракции «Согласия», указал на финансовый аспект вопроса:

«Они (частные вузы) налоги платят в госказну. Из госказны платят и врачам, больным, школьникам, родителям, пенсионерам и так далее. Если не будет дохода оттуда — естественно, пенсионеры и все остальные получат меньше».

КОНТЕКСТ

На русском языке в Латвии учится примерно треть всех студентов частных вузов.
Больше всего их в Институте транспорта и связи (TSI) — 2358. Это 86 процентов всех студентов института.
903 студента учатся на русском в Высшей школе RISEBA.
724 — в Высшей школе менеджмента информационных систем (ISMA).
408 человек в Балтийской международной академии,
69 студентов в высшей школе экономики и культуры
и 65 человек в институте аэронавигации.
Обучение на русском происходит также в 4 частных колледжах.

«Мы думаем, что вопрос о языке – однозначно в школах должен быть латышский язык, тут нет вопроса. Но здесь, конечно, идёт вопрос о частных вузах, — говорит Аугуст Бригманис, председатель парламентской фракции правящего Союза «зеленых» и крестьян. — Поскольку этот вопрос буквально только пришёл из Министерства образования, мы, наверное, этот вопрос будем обсуждать с министром образования».

Бывший глава суда Сатверсме, депутат Сейма Гунар Кутрис допускает: если парламент и примет ограничения — возможны попытки оспорить их в суде Сатверсме.

«Право выбрать вид предпринимательской деятельности может быть ограничено государственными какими-то правилами. Я думаю, что такое ограничение, по сути дела, против интересов латвийского государства. В том числе, конечно, и против бизнеса».

Идея о запрете образования на русском в частных вузах и колледжах может быть передана в Сейм в ближайшие недели, заявили в четверг 24 мая в Министерстве образования. Сами частные вузы такой скоростью ошеломлены и говорят, что закон есть закон, и они вынуждены будут его соблюдать, но времени на подготовку им практически не останется.

Это подтверждает Даце Янсоне, замдиректора департамента высшего образования Министерства образования:

«Если Сейм поддержит эти предложения, то с 1 января 2019 года больше нельзя будет принимать новых студентов на программы, которые преподаются на русском языке.

Те студенты, которые уже учатся, могут продолжать это делать до конца аккредитации программы — но на следующую аккредитацию вуз должен решить, на каком языке будет преподавать эту программу».

Европейское образование на русском языке — ниша частных вузов Латвии, говорит исполняющий обязанности ректора TSI Юрис Канелс, и до вчерашнего дня казалось, что это понимают и в Министерстве образования. В последние годы там начали поддерживать экспорт образования и вдруг такое предложение, недоумевает глава вуза.

«Если примут — будем выполнять, но считаю, предложение необдуманное, неожиданное, министерство заранее не информировало вузы о подготовке предложений».

Фактическим запретом обучения на русском возмущены и в других частных вузах. Это нарушит учебные планы, говорят в Высшей школе ISMA. Например, для выпускников туристической программы важно знать несколько языков, в том числе и русский, говорит ректор вуза Денис Дьякон.

КОНТЕКСТ

56 лет назад в Рижском институте гражданской авиации учился его дедушка, рассказывает студент из Казахстана  Бекжан Бекмухамбетов. Теперь он сам — студент Института транспорта и связи (TSI). Слава лучшего учебного заведения в сфере авиации на постсоветском пространстве жива по сей день — говорит студент:

«И тут учителя жестче, чем у нас или в других странах, система обучения тяжелая. И дисциплина хорошая».

Еркебулан Есенгулов тоже учится в TSI: «Почему русский? Здесь большинство преподавателей — советской закалки, и они лучше знают русский язык».

«Если примут поправки — лишим себя огромных возможностей, понизим интерес таких студентов к Латвии. Понизить поток — это ничего хорошего не даст, это снижение поступления денежных средств, снижение привлекательности Латвии на международном рынке высшего образования».

Один иностранный студент приносит Латвии в год около 13 тысяч евро, говорят в Высшей школе RISEBA. И называют это предложение ограничением на предпринимательскую деятельность. В частных вузах говорят: если поправки примут и уравняют в обязанностях частные вузы с государственными — то придётся настаивать на том, чтобы уравняли и в правах. Например, в праве на получение бюджетных мест, которое сейчас плохо реализуется, отметила Ирина Сенникова, ректор Высшей школы бизнеса, искусств и технологий RISEBA.

«Если мы говорим о честной конкуренции — то о честной конкуренции и с точки зрения налогообложения, права участвовать в европейском финансировании — для частных вузов есть много ограничений на европейские фонды. Всю свою инфраструктуру развиваем за свои средства».

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное