Такое предложение поступило к законопроекту «Об общественных СМИ и их управлении», который сейчас ко второму чтению готовит парламентская комиссия по правам человека и общественным делам. Предложение НСЭСМИ гласит: «Правлению Латвийского телевидения и Латвийского радио необходимо специальное разрешение на допуск к гостайне».
В интервью Латвийскому телевидению член НСЭСМИ Ивар Аболиньш пояснил: «Считаем, есть информация, которую [правлению] следует знать от учреждений государственной безопасности и это необходимо». При этом Аболиньш отказался комментировать, о какой именно информации идет речь.
Эту идею поддерживает Министерство культуры, которое отвечает за сферу средств массовой информации. «Я это вижу как гарантию. В момент, когда есть какая-либо информация о каких-то особенных нарративах, которые распространяются, или в момент особых кампаний дезинформации, внезапно начатых против государства, мы могли бы свободно проинформировать об этому руководство СМИ. И потом они, конечно, могут смотреть, как эту информацию использовать или не использовать», - сказала Латвийскому телевидению руководитель отдела медийной политики Министерства культуры Айга Гришане.
Руководитель Балтийского института корпоративного управления в Латвии Андрис Граф добавил, что подобная просьба обоснована лишь в том случае, если для этого есть серьезные обоснования, а общественные СМИ действительно работают с гостайной.
«За время моего трудового опыта у меня ни разу не возникало необходимости ознакомиться с государственной тайной, неважно, на каком уровне», - сказал член правления Латвийского телевидения Ивар Приеде.
Закон предусматривает и другие изменения в работе электронных СМИ – в том числе, вовлеченные стороны сейчас обсуждают, будет ли управлять этими СМИ один гендиректор и как выбирать надзор.
Латвийское телевидение отмечает, что один из вопросов, по которым политикам придется принимать решение, станет система финансирования. И Министерство культуры, и НСЭСМИ, и Латвийское телевидение настаивают – в законе нужно предусмотреть, чтобы финансирование общественных СМИ было привязано к экономике и составляло 0,2% от ВВП.