«У политиков, которые принимали [концепцию национальной безопасности] был один мотив — русский язык запретить. Но мы знаем, что запретами ничего не решается. Да, мы знаем, что в основе единственный государственный язык, об этом никто не должен спорить, такого вопроса вообще не должно быть в государстве. Это один момент. Второй момент — есть люди, которым нужно, чтобы с ними общались на их языке, особенно в кризисной ситуации, где много разных объяснений очень сложных процессов», — отметила Крейтусе.
По ее мнению, если человека обязать выучить госязык, это не значит, что у него пропадет желание слышать родной язык.
Политолог считает, что нужно более детально проанализировать аудиторию Общественных СМИ на русском в Латвии, чтобы решения основывались на реальной ситуации, а не на эмоциях.
«Сейчас это больше напоминает такое эмоциональное состояние: запретить, и проблема на этом решена. Но мы знаем, что запрет — самое плохое решение проблем из возможных»,
— подчеркнула политолог.
Президент Эдгар Ринкевич во время дискуссии о будущем общественных СМИ отметил, что закон не следует нарушать (имеется ввиду концепция национальной безопасности).
Илга Крейтусе — в прошлом спикер Сейма — считает, что после дискуссии закон или концепцию безопасности, в случае необходимости, можно изменить.
«Изменить закон в латвийском парламенте можно за один день. (…) Закон принимается, закон исправляется и меняется. Это нормальная ситуация в демократическом обществе. И тут нет никакой трагедии, потому что в парламенте работают люди, они могут ошибаться и по горячке принять не то, что нужно», — сказала Крейтусе.
Как писал ранее Rus.LSM.lv, министр культуры Агнесе Логина («Прогрессивные») считает, что государственные СМИ должны предоставлять контент и на этом языке, о чем она заявила Латвийскому телевидению.
19 сентября правительство Эвики Силини за закрытыми дверями поддержало проект Концепции национальной безопасности, согласно которой латвийские общественные СМИ должны прекратить вещание на русском языке с 1 января 2026 года. 28 сентября Сейм поддержал Концепцию. Перед голосованием в парламенте Совет по общественным электронным СМИ (SEPLP) 25 сентября направил письмо Совету по нацбезопасности, Сейму и другим организациям, в котором критикует этот запрет.
Позже с призывом сохранить русское вещание латвийских общественных СМИ к премьер-министру Латвии Эвике Силине обратился генеральный директор Европейского вещательного союза (EBU) Ноэль Карран. По его словам, важно, чтобы меньшинства имели доступ к надежной и проверенной информации и чтоб у государства был надежный канал связи с ними, наличие которого особо нужно во время кризисов. Запрет же на такое вещание привел бы к нарушению фундаментальных прав человека, отметил он.
Председатель Совета по общественным электронным СМИ Янис Сикснис отметил в интервью программе Латвийского Радио-4 «Подробности», что полный переход Общественных СМИ на латышский язык должен происходить постепенно, особенно в условиях дезинформации РФ. Сикснис признал, что русскоязычную аудиторию Латвии на данный момент мало интересует содержание на латышском языке, а для изменения ситуации нужно время.
Сплочение общества должно происходить на платформе латышского языка, однако часть населения Латвии потребляет и будет потреблять контент на русском языке — и после возможного закрытия общественных СМИ на языках нацменьшинств. Этим решением мы преподнесем подарок прокремлевской пропаганде и Путину — аудиторию в 300 тысяч человек, заявила в программе «Открытый разговор» на LR - 4 главный редактор Латвийского телевидения Сигита Роке.
В свою очередь, главный редактор Латвийского Радио Анита Брауна опубликовала тезисы, в которых обосновывает почему позиции Латвии в информационной войне будут ослаблены, если общественные СМИ на русском прекратят свое существование.