Илвар Иевиньш, специалист Ропажского края по делам молодежи, отец подростка, рассказал: сейчас, на каникулах, у молодежи больше времени. Важно, чтобы во время удаленной учебы общением с семьей можно было «уравновесить» то, что подростки не могли делать вместе с друзьями.
Психотерапевт Гунита Клейнберга подчеркнула: время удаленной учебы для нее как мамы потребовало много ответственности, поскольку вовлеченность родителей помогла подросткам справиться со сложностями в ситуации удаленного обучения. Профессионалы наблюдают у подростков подавленность, тревожность. У многих нехватка социальной жизни в течение года привела к тревоге. В семье, где родители участвуют в проблемах детей, чаще приходится сталкиваться с подростковым гневом или раздражением. Тревожность возникает в ситуациях, когда взрослые не позволяют детям выражать эмоции.
Важно понять, какие перемены сейчас происходят в жизни подростка — по сравнению с предыдущими месяцами, как ребенок использует возможности вновь контактировать, заниматься чем-то, участвовать в чем-то.
Не лучше ли будет просто оставить ребенка в покое? Элина Бартуле, клинический психолог Центра ресурсов для подростков, ведущая родительских групп, говорит: необходимо вовлечение и поддержка семьи.
Иевиньш считает, что нужно вовлекать подростков в различные вещи, призывать встречаться с друзьями, откликаться на приглашение делать что-то вместе, вместе куда-то отправиться.
Физическая активность, режим, количество сна очень важны. Гунита Клейнберга особенно акцентирует случаи подростков, у которых проблемы с психическим здоровьем — тогда надо двигаться маленькими шагами.
Подростки часто скрывают свое эмоциональное состояние — это особенность возраста, она не связана с родителями. Подчас взрослые этого могут даже не заметить.
Кроме того, подростки, возможно, не будут следовать планам, о которых говорила семья, и родители могут сердиться, спрашивать «Ты почему не делаешь?». Но надо узнать, какова истинная причина, позволить подросткам постепенно вернуться в рабочий ритм.
Иевиньш, ссылаясь на свой родительский опыт, рассказал: необходимо искать среду, которая подростка может вдохновить. Молодой человек сам не всегда захочет начать что-то без стимула, родительского примера и участия. Необходимо вместе искать приключения. Природа, прогулки, движение помогают. «Прогулка — хороший антидепрессант», — подчеркнул Иевиньш.
Пандемия обострила проблемы ментального здоровья у подростков, при этом вырос риск возникновения у них разных зависимостей, предупреждают специалисты. К сожалению, и до «ковидных» ограничений Латвия в том, что касается зависимостей подростков, была в верхней части европейского топа. Чаще всего дети и подростки чрезмерно употребляют алкоголь, курят сигареты или марихуану. Министерство здравоохранения готовится бороться с влиянием пандемии в этой сфере и уделять больше внимания профилактике.
Суицидальное поведение — мысли, планы, попытки лишить себя жизни — широко распространено в подростковой среде. «На одно свершившееся самоубийство приходится 50-100 попыток. Так подростки сигнализируют, что у них что-то не в порядке», — говорит заместитель декана факультета общественного здоровья и социального благосостояния Рижского университета им Страдиня (RSU) Том Пулманис.
Учебный год, проведенный из-за Covid-19 на «удаленке», выявил множество проблем — и технического, и психологического свойства. Причем, вторые вызывают больше беспокойства, так как могут иметь долгосрочные последствия — особенно потеря интереса даже не к учебе, а к жизни вообще, рассказала в передаче «Открытый вопрос» на Латвийском радио 4 Елена Ведищева, член правлении Ассоциации руководителей образовательных учреждений и директор рижской средней школы № 40.