«И хочется поздравить команду, которая работала над этим делом. Но надо отметить, что свой вклад внес Сенат Верховного суда, который заложил правовую основу. В декабре прошлого года Сенат Верховного суда принял решение, что в порядке констатации правовых отношений в соответствии с административно-процессуальным законом можно установить, является ли однополая пара семьей. И на практике впервые такое было сделано», — заявил Димитров.
Он отметил, что нужны действия законодателя — норма, регулирующая положение таких семей.
«С точки зрения Европейской конвенции по правам человека, они являются семьей вне зависимости от факта регистрации. С точки зрения латвийского законодательства, по сути, Конституционный суд уже говорил: нужно, чтобы законодатель исполнил свою позитивную обязанность, то есть принял закон.
На тот период, пока закона о регистрации в качестве актов гражданского состояния, в качестве актов гражданского партнерства... нет, судебный механизм решает только часть проблем. Потому что, во-первых, это индивидуальное признание, то есть оно относится только к конкретным людям. Второй момент — им необходимо идти в суд, то есть нет административного органа или нотариуса, который мог бы это сделать, то есть только судебный путь. И третий момент: это признание семьей имеет силу в отношении прав и обязанностей в отношении к государству. То есть если государство дает семье какие-то льготы, привилегии, то на основании такого решения суда однополая пара тоже может обращаться к государству.
Но это решение не имеет обязательной силы в отношении прав и обязанностей внутри семьи. Например, если люди расстаются и им нужно делить имущество. То есть это регулирует только отношения этой семьи и государства, это не регулирует отношения внутри семьи, для чего нужны действия законодателя», — пояснил юрист.
Димитров ответил и на вопрос о том, может ли Сейм теоретически не утвердить закон о гражданских союзах — с учетом решений и Конституционного суда, и административного районного суда:
«Теоретически может, но он таким образом нарушит обязанность, которую на него наложил Конституционный суд, то есть проигнорирует решение Конституционного суда. Это на самом деле конституционный кризис по большому счету. По решению Конституционного суда, Сейм должен был принять законодательство до 1 июня»
Он добавил: сложно сказать, повлияет ли решение суда на исход голосования в Сейме.
«Мне кажется, было бы логичным принять во внимание, если тут уже судебная власть ясно показывает: необходимо эти решения урегулировать, мы уже сами готовы для этого что-то сделать. Все-таки законодателю нужно понимать, что проблема насущная — и нельзя просто закрыть глаза», — заявил собеседник журналистов.
Административный районный суд вынес первое решение, удовлетворяющее заявление однополой пары и устанавливающее наличие публичных правовых отношений, то есть признающее наличие семейных отношений в толковании 110-й статьи Конституции.
Как ранее разъяснял Верховный суд, у государства есть позитивное обязательство по обеспечению того, чтобы однополые семьи имели возможность юридически закрепить свои семейные отношения и быть признанными государством в качестве семей. В ситуации, когда специальный механизм правового признания и закрепления таких семейных союзов не создан, суд при рассмотрении соответствующего заявления должен установить, могут ли отношения заявителей быть признаны семейными в толковании статьи 110-й Сатверсме.
Как уже писал Rus.LSM.lv, в четверг 26 мая Сейм не принял закон о гражданском союзе, переданный Юридической комиссией на окончательное чтение. Снять вопрос о нем с повестки дня попросило Национальное объединение. Открытым остается вопрос, удастся ли через неделю отсрочки обеспечить кворум для голосования, то есть участие в нем не менее чем 50 депутатов. Этот момент актуален потому, что фракция оппозиционного «Согласия» уже отказалась голосовать по проекту закона о гражданском союзе.
Чтение законопроекта ранее уже несколько раз откладывалось по просьбе Национального объединения.
Как сообщал Rus.LSM.lv, в ноябре 2020 года Суд Сатверсме постановил, что однополая семья тоже имеет право рассчитывать на отпуск по уходу за ребенком, положенный супругу матери новорожденного. Одновременно он признал, что государство обязано защищать и поддерживать все семьи, в том числе однополые. Законодателю дано время до середины 2022 года, чтобы реализовать это.
Поиск решений для обеспечения такой защиты вела специальная парламентская рабочая группа.
Весной 2021 года Конституционный суд принял еще один благоприятный для однополых пар вердикт, признав не соответствующей основному закону страны норму о размере госпошлины за наследуемую недвижимость, когда пошлину платит партнер покойного за закрепление прав собственности в Земельной книге.
В принятой Европарламентом 8 июля 2021 года резолюции выражено «самое жесткое осуждение» принятого Венгрией закона, ограничивающего информирование о гомо- и транссексуальности. В числе негативных примеров в резолюции была названа и Латвия.