Столетие оперы в Лиепае: «Осуждение Фауста» и большая выставка

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Многие выдающиеся оперные исполнители начинали свой звездный путь на лиепайской сцене. Здесь ставили мировую классику на мировом уровне. Сегодня и завтра вечером — в пандан к первой премьере столетней давности — в честь векового юбилея прозвучит история о Фаусте, Маргарите и Мефистофеле. А завтра откроется большая выставка, посвященная оперному искусству в городе, где музыка была и будет всегда.

Празднование столетия оперного искусства в Лиепае началось несколько недель назад, первой ласточкой, то есть мухой, стала премьера оперы «Вечный (мушиный) полет». Затем доктор искусствоведения Весма Левалде прочла лекцию «Оперные традиции в Лиепае. Личности и судьбы».

La damnation de Faust

И вот 28 и 29 октября — венец торжеств, концертное исполнение драматической легенды Гектора Берлиоза «Осуждение Фауста». Очень символично — ведь в 1922 году Лиепайская опера началась с постановки «Фауста» Шарля Гуно. И вот — та же история, но в другой версии. Постановка наверняка станет событием в музыкальной жизни всей Латвии — международный состав, прекрасные голоса! На днях Rus.LSM.lv побывал на генеральной репетиции, посмотреть удалось лишь небольшой отрывок из второго действия. Это восхитительно!

Судите сами — Фауста исполняет итало-бельгийский тенор Микаэль Спадаччини, Мефистофеля — баритон Томас Эссл, Маргариту — Анна Брулл, оба солисты оперы Граца (Австрия), Брандер — бас Павло Балакин (Украина/Эстония). Режиссер — Хуана Инес Кано Рестрепо, сценограф и художница по костюмам — Анна Хейнрихсоне. Музыкальная составляющая — Лиепайский симфонический оркестр, Государственный академический хор Latvija, смешанный хор Intis (Лиепая).

Но главное — и еще более символичное — музыкальный руководитель и дирижер всего этого великолепного действа маэстро Имант Реснис. Это он в свое время лоббировал идею создания дома для оркестра, концертный зал Lielais dzintars вряд ли бы появился без его энергии и усилий. Но так уж сложилось, что дирижировать на сцене «Большого янтаря» Имант Реснис будет впервые. Сантиментов он по этому поводу не разводит. Когда начались репетиции с оркестром, его больше волновали практические моменты. 

«Оркестровая яма еще толком не опробована и контакт со сценой. Для меня это первый опыт, но ведь и оркестр не слишком часто ее использовал. Это всё требует какого-то времени.

Предложение выступить на этой сцене воспринял позитивно! Почему бы мне и не быть в этом доме? Идея поставить именно это произведение была моей. Когда началась вся эпопея с проектированием и строительством концертного зала, я стал думать, что мы, то есть Лиепайский симфонический оркестр, будем делать, когда придем в новый дом.

И я стал создавать репертуарный портфель, пусть и только в голове. Было ясно, что раз в проекте есть оркестровая яма и можно ставить оперу, надо это делать! Это была одна из идей, которую я внес в свой перспективный план лет 15 назад, если не больше. Так что, когда от руководства концертного зала поступило предложение быть здесь, мне оставалось только достать эту идею из памяти, «стряхнуть пыль» и предложить. И ее приняли, что меня очень порадовало!», — рассказал маэстро Имант Реснис.

Он посетовал, что найти соответствующих певцов было не так просто, да еще и ковид очень сильно мешал нормальной работе, солисты менялись. В общем, работа над «Осуждением Фауста» не была легкой, но, как считает Имант Реснис, всё получилось.

Публика сможет оценить это сегодня и завтра.

Лиепая — стартовая площадка мировых оперных звезд

На первом этаже Lielais dzintars, в творческом пространстве Civita Nova, уже сегодня можно посмотреть готовую выставку «Лиепайской опере — 100», но официальное открытие — завтра. Ее концепцию создала доктор искусствоведения Весма Левалде. Историю музыкальной и театральной жизни Лиепаи она изучает давно. И рассказывает о ней широкой публике. Весма Левалде не раз подчеркивала, что музыкальная и театральная традиции в Либау-Либаве-Лиепае очень тесно связаны между собой. А их слияние рождает разные жанры, в том числе и оперу.

«Идея такой выставки была у меня давно, я обращалась и в Лиепайский музей, и в Lielais dzintars. И, когда мне предложили ее сделать, понимаю, насколько это большой вызов. Ведь надо объединить современную архитектуру концертного зала и историческую выставку. Когда мы обсуждали, кто же станет ее сценографом, и директор Лиепайского музея Даце Каркла сказала, что это может быть Кристиан Бректе, я сразу воскликнула: ”Да! Он может соединить разные эпохи, перекинуть мост между прошлым и настоящим так, чтобы человек, зайдя в современный концертный зал, сразу попал в закулисье оперной жизни 1920-30-х”», — рассказала Весма Левалде.

Времена расцвета оперного искусства как раз на эти годы и пришлись. На выставке — афиши, личные вещи, либретто и ноты… Материалы из фондов Лиепайского музея, архива Лиепайского театра, собрания Музея писательского мастерства, театра и музыки, фондов Латвийского Национального художественного музея, из частных архивов.

«В процессе изучения материалов нередко встречаешь удивление — мол, какой сюрприз, в 1922 году в Лиепае вдруг была основана опера! Ничего не бывает «вдруг». Традиции родились давно, во многом они связаны с немецким театром в Либау-Либаве.

В XIX веке опера в репертуаре занимала очень заметное и важное место! Фактически поколения горожан были приучены к оперным постановкам. И что совсем удивительно, в периодике встречаются упоминания, что здесь гостил Энрико Карузо! Скорей всего, речь идет о 1890-х годах.

Документальных свидетельств нет, об этом писала в 1920-х немецкая пресса Лиепаи. В те годы Карузо был еще молод и гастролировал по городам Европы. И даже если это не соответствует действительно, то очень хорошо характеризует отношение лиепайчан к истории оперы в городе», — говорит Весма Левалде.

Она отметила, что практически нет ни одного яркого оперного исполнителя Латвии, чей голос не звучал бы на лиепайской оперной сцене. Звезды, которыми гордится Латвия и Национальная опера — или начали здесь свою оперную карьеру, или неоднократно солировали тут в разных ролях. В Лиепае гостили звезды Метрополитен-опера, солисты из Петербурга, Москвы, Вены и других известных театров. Здесь работали известные дирижеры и режиссеры. Даже во время Второй мировой войны поддерживался достаточно высокий уровень. Хотя война, разумеется, оставила заметные следы. После неё театр открылся как музыкально-драматический, дотации были срезаны, уже невозможно было содержать оркестр и хор. Так что закрытие музыкальной труппы было логичным. В 1957-м была попытка её возродить, продержалась труппа до начала 1963 года и — снова была закрыта.

«Дело было и в финансовой ситуации. И в том, что Лиепая была в роли школы искусств, очень многие многообещающие таланты здесь начинали и — разлетались дальше!»

— говорит Весма Левалде.

Ставили в Лиепайской опере всю мировую классику. Но особо исследователь отмечает две оперы. Прежде всего, это «Фауст» Шарля Гуно, ведь с него Лиепайская опера началась, с этого началась и карьера знаменитого Мариса Ветры. И вторая — это «Кармен», ведь она ставилась в Лиепае пять раз! С разными режиссерами, исполнителями, сценографией, в том числе в 1933-м ее делал Лудолф Либерт, на выставке есть эскиз знаменитого художника из фондов Национального художественного музея. Манекен в наряде Кармен — одно из украшений выставки в честь столетия оперы.

«Реплика костюма создана по наряду, в котором выступала Аманда Либерте-Ребане, подруга жизни Лудолфа Либертса. Она и гастролировала здесь в роли Кармен, и в 1933-м была здесь уже как режиссер и поставила у нас «Кармен». Особо надо отметить Эвалда Даевскиса с его чудесной сценографией ко многим операм, у нас есть эскиз к «Корсару» и много фотографий из этой балетной постановки военных лет», — отметила Весма Левалде.

В витринах выставки — просто сокровища. Оперные партитуры, в том числе и того первого «Фауста», пластинки «Bellacord Electro», есть журнал хора Лиепайской оперы за 1924-25 гг. с расписаниями репетиций, участниками и другими заметками.

«Это уникальная фотография из фонда Лиепайского музея — коллектив оперы на вечеринке после премьеры. А вот — заявление Артура Приедниекса-Кавары, позже ставшего знаменитым солистом Берлинской оперы. Тогда он был хористом Лиепайской оперы и просил освободить его от штрафа за опоздание на репетицию», — показывает Весма Левалде.

Художник и сценограф Кристиан Бректе признался, что приглашение оформить выставку было неожиданным.

«Для меня это был сюрприз — Лиепая, опера… Но сама идея заинтриговала. Лиепая и рок — более привычное сочетание. Мне кажется, что Лиепайская опера — это такой подводный камень, усиливающий музыкальную традицию лиепайчан. Песни, ветер, гитара и вот еще и опера… Тут у нас много интересного — к примеру, часть дворца из «Мадам Баттерфляй», он на эскизе крошечный, но я его сделал покрупней, есть эскизы сценографии других опер. Часть декораций этой выставки сделана в мастерских Лиепайского театра, там есть уникальные специалисты, умеющие работать и в старых техниках. К примеру, этот «мраморный» пьедестал разрисован гусиным пером! Это всё — секреты старых мастеров, сейчас так давно не делают», — рассказал Кристиан Бректе и снова умчался.

Разговор состоялся в начале недели, когда выставку только начали оформлять. Сейчас она готова, открытие выставки «Лиепайской опере — 100» состоится 29 октября в 17.00. Посмотреть ее и погрузиться в оперное искусство можно будет до 15 января 2023 года. Вход — свободный.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное