Даугавпилс и Резекне готовы слиться с краями, а края не хотят

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

В 2025 году территориальная реформа совершит новый виток: Министерство по охране окружающей среды и региональному развитию планирует присоединить к крупным городам прилегающие самоуправления. В Латгалии это означает объединение Даугавпилса с Аугшдаугавой и Резекне — с Резекненским краем. В обоих городах и краях мнения насчёт министерской инициативы расходятся, рассказывает Служба новостей Латвийского Радио 4.

Даугавпилс и Резекне готовы слиться с краями, а края не хотят
00:00 / 05:10
Скачать

Изначально объединение Даугавпилса в одно самоуправление с Аугшдаугавским краем планировали на этот год, но отложили до 2025-го. В Аугшдаугавском крае ожидаемое слияние считают ошибкой.

«Мы против того, чтобы край объединяли с городом. Мы не видим необходимости в объединении. Город пусть живёт своей жизнью, край своей», — говорит Арвид Куцинс, председатель самоуправления Аугшдаугавы.

Он отмечает, что больше всего могут пострадать небольшие посёлки, находящиеся вдали от города. Особенно если реформа не будет поддержана соответствующим финансированием.

«Всё зависит от того, какие будут инструменты для этого развития: фонды, кредитные линии и всё остальное. Если инструментов нет, то на бумаге можно рисовать всё, что угодно, ничего не получится», — уверен А. Куцинс.

Мэр Даугавпилса Андрей Элксниньш поддерживает идею объединения города с краем, считая, что жители обоих самоуправлений выиграют в результате слияния.

«Давайте сравним уровень социального пакета в Даугавпилсе или в районе. Или, может, сравним стоимость вывоза мусора и так далее. В Даугавпилсе намного всё лучше. В этом плане мы готовы все наши планы и нашу политику реализовывать и в районе. Даугавпилс всё-таки региональный центр. На мой взгляд, данная реформа неизбежна, она произойдёт», — говорит градоначальник.

Единственное, что необходимо, считает Андрей Элксниньш — финансовая поддержка со стороны правительства.

«Реализация наших программ на территории края потребует дополнительных средств, и вот на это переходное время компенсацию [расходов] на это выравнивание могло бы обеспечить государство, чтобы не был слишком резкий скачок [затрат], потому что отнимать поддержку у наших горожан мы не будем», — предупредил он.

Через четыре года также объединят Резекне с Резекненским краем. Руководитель временной краевой администрации Монвид Шварц скептически относится к объединению с городом. Особенно его беспокоит кредитный портфель Резекне, за который в случае слияния нужно будет расплачиваться вместе:

«Наши кредитные обязательства с последними проектами по реконструкции дорог — около 14 миллионов евро, а в Резекне они составляют 88 миллионов. И кроме того, если кредиты за наши объекты затем не требуют дополнительных вложений на содержание, то в городе созданы грандиозные объекты, которые в будущем потребуют грандиозных вложений».

Мэр Резекне Александр Барташевич считает слияние логичным шагом, так как краевые территории рядом с городом уже сейчас работают как единое целое с Резекне, а вложенные суммы — это возможности для развития территории.

«Это не такой процветающий край, чтобы брать у них деньги, скорее всего, денежный поток будет в обратном направлении — из города в край. Мы вкладываем в те отрасли, которые со временем дадут отдачу. [...] И если кредиты не используются, то на мой взгляд, это говорит об обратном: что самоуправление слабое, если там этого не делают», — прокомментировал он опасения насчет кредитных обязательств.

Советник министра регионального развития Мадар Ласманис отмечает: края больше всего опасаются, что город их поглотит.

«Есть примеры, где большие города объединены с региональными самоуправлениями — например, Валмиера, Екабпилс. Есть [примеры городов] поменьше — такие, как Талси и Гулбене. Во всех случаях, как показывает реальная ситуация, нигде избиратель не выбрал только городских депутатов, там широкие представительства. Они даже довольны, так как видят много возможностей, которые открываются, которых при маленьких самоуправлениях не было. Например, возможности получения евроденег», — заметил он.

Что касается прямых денежных вливаний для выравнивания при объединении, то Мадар Ласманис считает, это не лучший вариант. Это можно решить за счёт привлечения еврофондов.

«Таких свободных средств в государстве нет [в достаточном количестве] для развития Даугавпилса и Резекне, — признал он.— Но есть ряд европрограмм, которые дают возможность самоуправлениям эти деньги получить. И мы хотим, чтобы самоуправления были сильнее, чем раньше, чтобы они могли создать эти проекты, участвовать, а потом этими деньгами управлять».

Объединять ли город с краем, окончательно решит Сейм.

Тем временем самоуправлениям необходимо разработать программу совместного развития, чтобы вынести на общественное обсуждение. В Даугавпилсе и Аугшдаугаве работка уже идёт, в Резекне и Резекненском крае ещё не началась.

Как сообщал Rus.LSM.lv, по итогам Административно-территориальной реформы несколько крупных городов остались «сами по себе», то есть к ним не стали присоединять прилегающие самоуправления (в отличие, например, от Валмиеры или Лимбажи, которые приросли территориями, доходящими до самой границы с Эстонией). Сейчас же Министерство по охране окружающей среды и региональному развитию предлагает это исправить, объединив Даугавпилс, Елгаву, Лиепаю, Резекне и Вентспилс с соседними краями.

Формально поводом для предложения министерства служат решения Конституционного суда по искам из-за этой реформы: в частности, он смотрел на то, есть ли у нового края центр развития — город национального или регионального значения.

Но, по мнению политтехнолога Филиппа Раевского, возможный новый этап реформы продиктован не только желанием обеспечить каждый край экономическим «локомотивом», но и чисто политическими соображениями.

«Почему Ригу оставили без края? Ведь для Бабите, Ропажи — Рига центр развития, который тянет всю агломерацию! А Ригу они не трогают. Самоуправление, которое «не свое», — трогаем, «свое» — не трогаем», — отметил он, имея в виду, что в столице в коалицию входят четыре партии из парламентской правящей коалиции («Развитию/За», Национальное объединение, Новая консервативная партия и «Новое Единство»).

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное

Еще