Латвийский медиарегулятор отозвал лицензию телеканала за несколько нарушений. Первым стала демонстрация в эфире карты Крыма, где полуостров обозначен как территория РФ. Это телеканал назвал ошибкой. Вторым — прозвучавшее в эфире выражение «наша армия», относившееся к армии российской. Тихон Дзядко пояснил:
«Когда в двух передачах было использовано словосочетание «наша армия», это словосочетание было использовано, чтобы зрители телеканала «Дождь» (а большинство зрителей — это жители РФ) соотносили себя с этими военными преступлениями. И понимали, что это не армия, прилетевшая с планеты Марс, а армия РФ».
Кроме того, «Дождь» упрекали за отсутствие звуковой дорожки на латышском языке. Депутат комиссии Ингрида Цирцене («Новое Единство») на заседании сказала:
«Мы ни в коем случае не хотим вредить никаким СМИ. Но есть одно большое «но». Когда вы заключали договор, в правилах было сказано о звуковой дорожке, о языке. Если вы будете заключать договор в Нидерландах — там тоже будут правила. Со стороны остальных СМИ за всё это время не было ни одного нарушения. Если вы знали, что не можете обеспечить звуковую дорожку— может быть, вам стоило решить этот вопрос, или отложить начало вещания?»
Главный редактор телеканала Тихон Дзядко сказал депутатам, что есть э-мейлы «Дождя» с просьбой к регулятору продлить срок для обеспечения звуковой дорожки с переводом на латышский язык. По его словам, редакция не отказывалась выполнять нормы латвийского законодательства насчет госязыка, просто не могла осуществить их выполнение сразу, о чем летом и известила NEPLP.
Вот что сказала на заседании комиссии телеведущая «Дождя» Екатерина Котрикадзе:
«У нас был эпизод с Алексеем Коростелевым — который, собственно, и привел к рождению мифа о «наших мальчиках». К великому моему сожалению, подхваченного многими! В эфире нашим бывшим коллегой был произнесен текст, который мы категорически не приемлем, который был гигантской ошибкой, ударом по репутации телеканала. Наш ведущий был уволен на следующий же день. И, разумеется, мы принесли свои извинения — я лично их приносила, и Тихон Дзядко приносил в эфире телеканала тоже».
Руководитель комиссии Иева Бранте из «Объединенного списка» на заседании комиссии выразила мнение, что сказанное Коростылевым не было ошибкой.
«После того как выслушали представителей телеканала, ничего не поменялось. Я обращаю внимание на то, что комиссия не оценивает решение Национального совета по электронным СМИ. Комиссия его уважает! Также комиссия не вмешивается в ожидаемый процесс суда. И никаким образом не хочет на него влиять».
Какой это посыл для других журналистов? Такой: Латвия — отзывчивая и демократичная страна, и она определенно охраняет свою демократию, свободу и независимость, заявила Бранте. «И другим СМИ, которые выберут Латвию местом жительства и работы, нужно уважать латвийские законы. И поблажек в использовании латышского языка ни у кого не будет».
В свою очередь, депутат Александр Кирштейнс от Национального объединения, обращаясь к представителям «Дождя», выразил поддержку телеканалу:
«Я думаю, что, конечно, вам надо остаться в Латвии. Вы можете работать как в Нидерландах, так и здесь. Вы будете иметь важное значение в будущем, так как политическая трансформация в России, не будем этого забывать, в любом случае произойдет».
Екатерина Котрикадзе также пояснила: «Нас позвали сюда. Это было вполне публично и не публично. Нам совершенно четко было дано понять, что здесь нам будут рады. Приветствуется приезд всех российских независимых журналистов, которые были вынуждены были бежать под угрозой тюремного заключения.
Для нас это было очень важно — мы понимали, что мы едем куда-то в страну, которая точно знает, что представляет из себя Россия. По тяжелому опыту, который Латвия пережила на себе. И может понять, в каком положении мы, к чему мы стремимся, за что мы боремся».
Национальный совет по электронным СМИ, со своей стороны, заявил, что выданная в Нидерландах лицензия не позволяет «Дождю» вернуться в латвийские кабельные сети.
Как сообщал Rus.LSM.lv, «Дождь» оспорил в суде решение об отзыве его лицензии в Латвии, объявив, что переезжает в Нидерланды, где ему в конце декабря предоставили право вещания в ЕС сроком на пять лет.
Ранее Rus.LSM.lv уже писал, что редакция «Дождя» намерена оспорить решение NEPLP об отзыве у телеканала латвийской лицензии. Лишению лицензии поспособствовал выпуск новостей от 1 декабря, в котором ведущий «Дождя» призвал зрителей делиться информацией о нарушениях прав мобилизуемых россиян и обронил в эфире программы «Здесь и сейчас» фразу: «Мы надеемся, что многим военнослужащим мы смогли помочь, например, с оснащением и просто с элементарными удобствами на фронте» (в Украине. — Прим. ред). Это высказывание вызвало бурю возмущения у пользователей соцсетей, а латвийский регулятор признал его очередным серьезным нарушением.
Из сказанного главным редактором «Дождя» Тихоном Дзядко на пресс-конференции 9 декабря, следовало, что телеканал надеется вернуться к вещанию в Латвии и работает над предотвращением нарушений.
При этом TV3 Group, которая сдавала в аренду помещения российскому независимому телеканалу «Дождь», в середине декабря сообщила, что расторгнет договор с лишенным лицензии каналом.