Виктор и Иван — обычные граждане Беларуси. Интервью Latvijas Televīzija они дали, попросив затушевать лица и изменить имена.
Эта поездка в Ригу для них стала первой в Европу. Они и подумать не могли, что поводом станет бегство со своей родины.
«Каждый вечер я хочу домой, чтобы принять участие в происходящем. И понимаю свое бессилие — находясь здесь я ничего не могу сделать. Если я вернусь, меня арестуют. Я как в мышеловке», — рассказывает Виктор.
Он говорит, что до сих пор политикой не интересовался, на выборы не ходил, работал. Его тело покрыто шрамами — в Латвии его прооперировали еще раз и нашли в теле осколки от свето-шумовой гранаты.
Вечер после выборов президента Беларуси стал роковым — когда люди стали протестовать, Виктор просто шел мимо.
«Везде стояли люди — и молодые, и пожилые. Дети. Они аплодировали, кричали «Жыве Беларусь». Мирно выражали свой протест. Я прошел мимо и заметил, что в их сторону движется колонна силовиков. Люди начали группироваться, встали живой цепью. Чтобы никого не могли арестовать. Люди хлопали в ладоши, смеялись, фотографировали. И я вместе со всеми встал в эту колонну — чтобы своих поддержать. Без каких-либо предупреждений силовики начали с 20 метров забрасывать людей свето-шумовыми гранатами», — рассказал Виктор.
Виктора ранили — люди отнесли его в ближайший подъезд и вызвали «скорую».
Его отвезли в травмпункт, где промыли раны и сказали, что он должен остаться в больнице. Пришел следователь и спросил, как он получил травмы — Виктор рассказал. На следующий день снова пришел и начал допрашивать как свидетеля массовых беспорядков.
«Я сказал, что никаких массовых беспорядков не было. (…) Он пришел еще раз вечером того же дня, сказал, что я могу последний раз позвонить со своего телефона и он его заберет», — рассказал Виктор. Средство связи забрали, и после выписки Виктор решил, что нужно бежать в Латвию. Говорит, что если бы не уехал, его бы посадили.
«Это ясно. Или же я бы пропал без вести. Я не молчал, я рассказывал в интернете о том, что случилось, высмеивал Лукашенко и ОМОН. Хочется быть на родине, хочется вернуться и помочь строить новую страну. Все хотят. Но когда это будет? Впереди долгий и сложный путь», — сказал Виктор.
История Ивана разворачивалась в другом городе.
Он не был активным участников демонстраций, но сейчас стал убежденным противником Лукашенко. «Я стоял на улице и сидел в Интернете, смотрел, что прислали друзья. Подъехала машина с российскими номерами. И меня арестовали. Они не поздоровались и представились. Сразу начали бить. Повалили на асфальт, велели лежать. Я спросил, что случилось. Они — где телефон? Я ответил, они его выключили. Затолкали в машину и продолжили бить. Я спросил, за что, они ответили, что я слишком много хочу знать», — рассказал Иван.
Он говорит, что был в шоке, не понимал, что происходит. «Никогда не думал, что такое возможно. Тогда я понял, какое у государства лицо», — говорит мужчина.
В изоляторе милиции Ивана продолжили избивать. В результате он получил тяжелое сотрясение мозга, перелом лицевой кости и ноги, разрыв барабанной перепонки. Медицинскую помощь он смог получить только через три дня, когда его выпустили — помогли ему в частной клинике, потому что врачам государственных тоже угрожали. Административное дело за «участие» в беспорядках грозило перерасти в уголовное. Иван понял, что нужно бежать.
Rus.lsm.lv уже сообщал, что семнадцать стран-участниц ОБСЕ, в том числе и Латвия, заявили о запуске механизма, который позволяет отправить в Республику Беларусь экспертов для расследования нарушений прав человека до, во время и после президентских выборов. Европарламент же объявил, что не будет считать Александра Лукашенко президентом с 5 ноября, когда истекает срок его нынешних полномочий, а также призвал ввести санкции в отношении тех, кто несет ответственность за фальсификацию выборов и репрессии.