Андис (имя изменено) живет в одном из поселков Курземе, в ста километрах от Риги. Он переехал в село в подростковом возрасте. Вырос, влюбился, женился, стал отцом двоих сыновей. Когда мальчики пошли в детский сад, жена ушла от Андиса, она начал пить. Детей женщина оставила с ним.
«Первые годы были самыми сложными, потому что было много алкоголя. Не больше, а он фигурировал. Начал лечиться, сражаться, понимал, что детей могут отобрать. Было даже так, что их изымали… Многократно», — говорит он. С бывшей женой контакта у него не было, а стресс превращался в агрессию, которую он направлял на сыновей… Он кричал на них, иногда воздействовал физически. О курсах реабилитации для склонных к агрессии людей, ему рассказала психолог социальной службы.
«Я открылся только на пятом занятии. Я был замкнут в себе. Нужно набраться смелости и пойти. Я знаю, что это не комфортно, но со временем страх уходит. Главное — осмелиться», — рассказывает мужчина. После курсов он начал больше разговаривать с сыновьями, делать то, что раньше не делали, перестали быть чужими друг другу, говорит Андис.
Социальную реабилитацию склонных к насилию людей государство оплачивает с 2015 года. За эти пять лет программу прошли 2150 человек — женщины, в том числе. Эксперты указывают: мотивировать агрессивных людей признать свои проблемы и прийти на программу — уже огромный вызов.
Некоторым стыдно, другие вину не признают, считая, что это правильно — поставить женщину или детей «на место».
«Сначала они все белые и пушистые. НЕ признают и не принимают тот факт, что насилие было. Но, когда начинают говорить и доверять, у нас такая установка: мы не оцениваем человека, мы оцениваем его поведение. Человек хороший по своей сути», — говорит Янис Брокс, который руководить программой «Заботливый отец», реализуемой Рижской думой. Идея проекта заключается в уверенности, что работа с отцами является существенным фактором для прекращения насилия в семье. Некоторые бросают курсы, другие — доходят до конца. И говорят, что это обучение открыло им глаза.
На данный момент Сейм рассматривает инициативу о расширении судебной компетенции. Временную защиту от насильника следовало бы дополнить возможностью сделать такие курсы принудительными.
«Это, возможно, послужит во благо не только конкретным отношениям, но и отношениям в будущем. А также и детям, которые, возможно, есть в этих отношениях. Это может стать трудным периодом, который семья смогла пройти», — говорит директор департамента Министерства юстиции по гражданским делам Дагния Пальчевска.
Согласно нынешним подсчетам, принудительные курсы в следующем году обошлись бы в 142 тысячи евро, в последующие годы — 155 тысяч евро. Финансирования на это сейчас нет. Сейчас курс по коррекции поведения обязателен для судимым людей — клиентов Службы пробации. За пять лет его прошли 447 человек. Ежегодно суды принимают порядка 900 решений о временной защиты от насильника, и примерно треть могла бы сопровождаться принудительными курсами коррекции поведения.
Rus.lsm.lv уже сообщал, что традиционный предрождественский благотворительный марафон «Дай пять» (Dod pieci), который проводят латвийские общественные СМИ, в этом году посвящен вопросу насилия в семье — эмоционального, физического, финансового и др., и борьбе с последствиями такового. Пожертвования собираются следующим образом: люди заказывают на Latvijas radio 5 (Pieci.lv) песню — и отдают от пяти евро. Прием музыкальных заявок обычно начинается в начале декабря.