«Эта стратегия составлена в Брюсселе для всех стран ЕС — и для тех, кто работает очень интенсивно, как Нидерланды, Бельгия, Италия, Франция, и для стран, которые, как Латвия и Литва, работают экстенсивно. Там есть различные критерии — скажем, использование средств защиты растений должно сократиться на 50%, удобрений — на 20%, надо сократить использование антибиотиков [для скота и птицы] и так далее.
И никто до сих пор не понимает, должно ли быть снижение таким в среднем по ЕС или в каждом отдельном государстве. В Латвии, к примеру, мы уже используем в три раза меньше средств защиты растений, чем в среднем по ЕС. У нас — 0,7-0,8 кг на гектар, в среднем по Евросоюзу — 2,2 кг, а в Нидерландах — 5,2 кг, на Мальте — 7», — указывает М. Тронс на некоторые очевидные неясности в брюссельских установках.
По его словам, достичь перечисленных целей возможно — не ясно только, какой ценой. Сейчас латвийские крестьяне экспортируют молоко, зерно, крупный рогатый скот и др. (сельхозпродукция составляет около 15% всего латвийского экспорта, говорит представитель отрасли), а с выполнением брюссельской стратегии нет гарантии, что выращенной здесь продукции хватит, чтобы обеспечить хотя бы местный рынок.
Мартиньш Тронс пояснил, что на селе вообще довольно трудно радикально «озеленить» процессы. Хотя бы потому, что скот все равно пасти надо, землю вспахивать надо — все это может быть не полезно для климата, но делать это необходимо, чтобы обеспечивать людей продуктами питания.
«Конечно, мы можем перейти на более экстенсивное хозяйство, меньше использовать средства защиты растений и другие средства. Но тогда, думаю, мы в Латвии не сможем обеспечить себя продуктами питания. Об экспорте я уже не говорю! И ясно, что с реализацией такой стратегии цены на продовольствие станут выше», — заявил собеседник «Домской площади».
Он рассказал, что Крестьянский Сейм (организация, лоббирующая интересы сельских производителей) написал письмо в парламентскую Комиссию по европейским делам, где говорится об опасениях насчет последствий «зеленых стратегий» — к отрасли относится несколько таких евросоюзных документов.
«Мы понимаем, что надо идти к более эффективной работе, к более дружелюбной к окружающей среде, но это должно быть постепенное движение. А провести за десять лет революцию, как хочет Еврокомиссия, мы не можем! Потому что мы уже используем новые технологии — все больше и больше, но это все стоит дорого. У нас есть кредиты в банках, их все надо выплачивать — есть займы на 5, 10, а то и 20 лет. Если кто-то сделает революцию в отрасли, как нам дальше работать, производить, как воспитывать своих детей?»— задается вопросом Мартиньш Тронс.
Ранее Крестьянский Сейм указывал на несправедливость распределения прямых дотаций ЕС крестьянам в странах альянса. Критиковало долгосрочный бюджет ЕС и Министерство земледелия, отметив, что по сравнению с другими странами ЕС латвийские крестьяне получат меньшую поддержку — 82% от среднего объема. В рамках многолетнего бюджета объем инструментов поддержки села будет сокращен на 12%, т.е. 118 млн евро. В период с 2021 по 2027 год на сельское хозяйство Латвия получит 3,347 млрд евро, из них 2,41 будет израсходовано на прямые дотации, а на развитие села — 851 млн евро.
Rus.lsm.lv уже сообщал, что на саммите ЕС в Брюсселе достигнута договоренность о создании фонда восстановления экономики и многолетнего бюджета. В общей сумме это почти 1,8 трлн евро. В течение семи лет Латвия получит 10,5 миллиарда евро, что на 39% больше, чем в период с 2014 по 2020 гг.