Стуканс отметил, что пока судья только сообщил результат, но ему еще предстоит написать аргументацию. При этом он заявил, что если публично прозвучавшая информация верна, получается, что «экономический суд ничего не понял в экономических вопросах».
Rus.LSM.lv уже сообщал, что судья Каспар Вецозолс после оглашения приговора заявил журналистам, что все лица обвинялись в групповом мошенничестве в особо крупных размерах, и, чтобы констатировать в этом случае преступные действия, должны быть потерпевший и ущерб. Из материалов дела следует, что предполагаемым потерпевшим является ООО Tet (ранее Lattelecom), однако само предприятие не признало себя потерпевшим, а допрошенные бывшие и действующие должностные лица указали, что не были введены в заблуждение и ущерба не было.
«При таких обстоятельствах у суда не было оснований признавать [обвиняемых] виновными в мошенничестве», - пояснил судья.
Генпрокурор в эфире программы «ТЧК» с такой аргументацией не согласился, пояснив, что главные потерпевшие – в лице членов правления, которое заключало договор – находились на скамье подсудимых «и только логично, что они себя потерпевшими не признают».
«Если это главный аргумент, то это ошибка. Сегодня прокурор уже говорил, что дождется аргументации суда. И скорее всего, будет подготовлен протест», - заявил генпрокурор.
Юрис Стуканс отметил, что крупнейшим собственником Tet является Латвийское государство. Следовательно, оно является потерпевшей стороной. И прокуратура в качестве представителя государства оценивала ситуацию.
«Мне трудно сказать, почему судья сделал такие выводыю надо видеть аргументацию. Но если он считает, что нет потерпевшего, то потерпевшая сторона – это государство. И это совершенно не юридический аргумент для оправдательного приговора», - заявил генпрокурор.
Полный текст приговора суд планирует подготовить к 24 февраля.
Приговор может быть обжалован в Рижском окружном суде.
Ранее в ходе дебатов прокурор Монвидс Зелчс потребовал приговорить бывшего премьер-министра Андриса Шкеле к трем годам тюремного заключения и конфискации имущества, а экс-министра сообщения Айнарса Шлесерса — оштрафовать на 65 000 евро.
Прокурор просил суд признать Шкеле виновным в мошенничестве и отмывании денег и приговорить его к трем годам лишения свободы, штрафу в размере 75 000 евро и конфискации имущества без пробационного надзора. По мнению прокурора, за мошенничество следует выписывать штрафы, а за отмывание денег — лишить свободы и конфисковать имущество.
Прокурор также потребовал взыскать с бывшего политика 1 266 355 евро, которые, по мнению прокурора, являются нажитыми преступным путем средствами.
Кроме того, экс-председателя правления телекоммуникационной компании Tet (в то время Lattelecom) Юриса Гулбиса требовалось оштрафовать на 75 000 евро, бывшего госсекретаря Министерства сообщения Нила Фрейвалдса — на 60 000 евро, бывшего председателя правления Латвийского государственного центра телевидения и радио (LVRTC) Лауриса Дрипе — на 75 000 евро.
Также, по мнению прокуратуры, нужно было оштрафовать и бывшего члена правления ООО Hannu Digital Гинтара Кавациса — на 75 тыс. евро.
Для экс-коммерческого директора Tet Яниса Лигериса прокурор запросил штраф в размере 60 000 евро, для бывшего главы бизнес-отдела предприятия Тома Абеле — 50 000 евро, а для руководителя отдела поддержки бизнеса Тома Мейситиса — 45 000 евро.
Гулбиса, Фрейвалда, Дрипе, Лигерса, Абеле и Мейситиса прокурор просил признать виновными в мошенничестве, но при этом прокуратура не просила применить к ним конфискацию имущества и пробационный надзор.
Ранее прокурор Зелчс пояснил, что потребовал реального лишения свободы для Андриса Шкеле, поскольку он единственный, кто обвиняется не только в мошенничестве, но и легализации преступно нажитых средств. Зелчс утверждает, что к Шкеле попала часть суммы, которую, как считает прокуратура, Lattelecom необоснованно перечислил фирме Hannu Digital за обеспечение цифрового телевидения в Латвии.
«Он был реальным выгодополучателем, который получил по меньшей мере часть средств, которые выплатил Lattelecom на основании этой сделки. Они дошли до него как до частного лица. (..) Ему инкриминируется легализация 890 тыс. латов», - заявил Зелчс.
Остальные обвиняемые, по версии обвинения, денег не получили. И это является одной из причин, почему прокурор не требует для них более сурового наказания.
Адвокат Андриса Шкеле Роберт Приеде отметил, что до дебатов не хочет раскрывать аргументы, почему считает обвинения необоснованным. А Айнар Шлесерс, в свою очередь, заявил, что не доверяет Латвийскому телевидению и готов дать комментарий только в прямом эфире.
Второе дело о цифровом телевидении начал летом прошлого года рассматривать Суд по экономическим преступлениям.
Как уже писал Rus.lsm.lv, переход на цифровое телевидение планировался в годы премьерства Андриса Шкеле, на заре 2000-х. В проекте ведущую роль сыграло предприятие Kempmayer Media Limited, офшорная фирма, чьи бенефициары были неизвестны. Уголовное дело по факту этой аферы было заведено в 2003 году, а обвиняемые были оправданы в апелляционной инстанции.
Айнар Шлесерс недавно объявил, что возвращается в политику и намерен учредить свою партию, которая стартует на парламентских выборах. Свое заявление он сделал после того, как прокуратура предъявила ему обвинения по делу о так называемом дигиталгейте. Шлесерс называет уголовное дело политически ангажированным и сфабрикованным, но отрицает, что в политику идет, чтобы повлиять на судебный процесс.