ТЧК

ТЧК. Образование века: как и чему надо учиться?

ТЧК

ТЧК. Демография. Дети

ТЧК. Интервью с министром образования и науки

Сейчас важно думать об изучении не русского, а латышского — Анда Чакша

Изменения в правилах финансирования внешкольного образования (кружков по интересам, факультативов), утвержденные правительством, гласят, что на факультативы для детей нацменьшинств по изучению родного языка и культуры в этом году будет выделено 57 836 евро. Но будет ли этого достаточно? Rus.LSM.lv в передаче «ТЧК» обсудил вывод образования на русском за рамки общеобразовательной программы с и.о. министра образования и науки Андой Чакшей («Новое Единство»).

Полное видео доступно здесь.

Политику задали вопрос: как вообще Центр содержания образования вышел на эту сумму, почему возникло само такое допущение — что только каждый пятый нелатышский школьник выберет факультативное изучение родного языка?

«Это тот редкий раз, когда я вам задам встречный вопрос: вам кажется, у детей сложности с русским языком? То, что я наблюдаю в школе сегодня, что мы в школе видим —

эти дети хорошо знают русский. То, что им необходимо — это изучение истории и культуры для сохранения своей идентичности. Потому что, когда говорят о единых школах, я так понимаю, беспокоит больше всего вопрос, как сохранить национальную идентичность, не потерять ее.

Очень важно вот что. Цель создания единой школы — не сделать кого-то латышом, цель — обеспечить возможность, чтобы ребенок учился на государственном языке и изучил полный цикл наук, учился бы в вузе и развивал свой лучший потенциал.

Если мы говорим о методике расчетов, то она основана на опросах родителей и опросах самоуправлений, на том, сколько родителей высказали желание водить детей в кружки, а также на предыдущих данных, на какие факультативы и кружки водили детей».

Чакша оговорилась, что «это не наука высокого уровня, чтобы мы говорили, насколько это точно рассчитано» — по ее словам, Минобразования считается с тем, что, отслеживая спрос, в первую очередь и самоуправление может инвестировать дополнительное финансирование, а во-вторых, при подготовке бюджета на будущий год политики «посмотрят, каким был спрос в этом году».

Ведущая передачи Алена Борисова привела прогноз директора Рижской Классической гимназии Романа Алиева: по его мнению, каждый второй ученик захочет посещать такой факультатив.

«Ну, это мы увидим по результатам этапа с сентября по декабрь», — сказала и.о. министра.

Но если родители изначально выбрали для ребенка школу нацменьшинств — разве это не подтверждение, что им такой факультатив будет нужен?

«Мне сложно об этом судить, если мы говорим об образовании по интересам в целом. Мне кажется, важнейший аспект — то, что мы финансируем педагогическую нагрузку для образования по интересам.

Если детей, которые проявят интерес, будет больше — сможет помочь, во-первых, самоуправление. И затем нужно будет подумать, как обеспечивать такое образование по интересам. И затем в бюджете следующего года мы можем подумать о большем объеме — если будет спрос, если мы увидим, что спрос действительно есть.

Потому что сейчас у нас разные предметы преподаются, и сейчас добавлено финансирование, чтобы не убирать что-то — чтобы не стало меньше занятий спортом или пением, потому что будет добавлена еще одна сфера. Но в целом — если этот объем окажется гораздо больше, об этом придется думать.

Нужно сказать, то, что я вижу — у нас достаточно большое финансирование направлено на педагогические нагрузки в сфере образования по интересам, и мы думаем, как комбинировать образование».

В аннотации к утвержденным правительством нормам указано, что образование по интересам в кружках нацменьшинств будет организовано в группах по 25 человек три раза в неделю, и по всей Латвии таких групп будет создано 114, прозвучало в передаче. В документе отмечено также, что да, действительно при более высоком спросе могут подключиться самоуправления (выделить средства), но если их ресурсов не хватит — то министерство будет искать возможности в рамках имеющегося бюджета. Из каких ресурсов это может быть сделано? Как признала и.о. министра, это значит, что придется урезать другие предметы:

«Что-то другое не будет реализовано. Если ищут финансы внутри ведомства, то убирают какую-то другую часть образования! Чтобы что-то новое реализовать без новых денег — что-то еще реализуется меньше, в меньшем объеме.

Но, еще раз возвращаясь к этому образованию по интересам: из разговора с директорами школ ясно, что сейчас надо больше внимания уделять дополнительному изучению латышского языка для детей, и планируются лагеря в осенние каникулы... Сейчас я бы меньше беспокоилась об этом образовании по интересам. Что будет в будущем? Возможно, потребуется больше (кружков и денег), но

сейчас нужно думать о том, как дать детям возможность изучить латышский язык, чтобы они в должном объеме могли изучать учебный материал. И — да, национальная идентичность очень важна, об этом придется думать, но я бы сказала, что сейчас необходимо в первую очередь добиться возможности изучить латышский».

В аннотации также указано, что финансирование на факультативы нацменьшинств будет рассчитываться исходя из числа учеников в них в предыдущем году. Но с 2026/27 учебного года в Латвии будет единая школа: все будут учиться по латышской программе. Что будет с факультативами нацменьшинств тогда?

«Я думаю, что они продолжатся — учитывая, что мы говорим о национальной идентичности, о желании изучать культуру, историю, это наверняка продолжится. Это не на три года. И нужно понимать, что три года — это очень короткий период, когда мы переходим на единую школу. И

если мы смотрим на опыт школ нацменьшинств, где уже был реализован переход на латышский язык в течение трех-четырех лет до этого 1 сентября, мы видим, что за три года всё происходит в хорошей версии — в основном это четыре-пять лет, чтобы дети могли всё изучать на латышском языке и чтобы они стали билингвальными.

И предстоит большая работа с обществом в целом, большая работа со стороны латышей, чтобы интегрировать — чтобы это действительно была единая школа, которую выбирают независимо от того, какая у вас национальная принадлежность! Понимая, что содержание образования будет дано очень хорошее.

Не нужно думать, что завтра, через месяц или через год все заговорят по-латышски! Это, наверное, самое сложное, что нужно преодолеть обществу. И со стороны школы или вместе с самоуправлениями, с министерствами действительно обеспечить качественный переход — чтобы дети, учась в любой школе, получали одинаковое содержание. Обратной дороги нет».

В студии был задан вопрос: можно ли быть уверенными, что латышские родители в 2026 году станут отдавать своих детей в бывшие школы нацменьшинств, ставшие «обычными латышскими»?

«В 2026 году — я верю, что уже да. В этом году — было бы еще очень сложно, потому что из разговора с директорами школ видно, что они сами еще тревожатся... Сложно создать эту среду.

Как учителя говорят, в школе и стены должны говорить по-латышски: должна быть среда, в которой ребенок может проявлять себя, говорить по-латышски, чтобы не было разницы — из какой семьи ты пришел.

В 2026 году, я на 90% уверена, это уже можно будет делать. В этом году пока еще невозможно, это переход, и здесь очень важна поддержка! Большая поддержка детям, чтобы они изучали латышский язык. Потому что если вы одного-двух детей [из латышской семьи] посадите в класс нацменьшинств, не будет хорошего эффекта, и это не будет хорошо для самих этих детей. И когда дети из семей нацменьшинств идут в латышскую школу, вопрос — готовы ли они работать в такой смешанной группе. И сейчас, правильно, работа будет проводиться и в латышских школах, потому что дети могут идти в любые школы».

На то, чтобы русскоязычные дети смогли всю программу осваивать на латышском и стать «полностью билингвальными», по оценке Чакши, потребуется около пяти лет.

Как писал Rus.LSM.lv, c 1 сентября 2023 года начинается постепенный переход латвийского образования полностью на государственный язык. Согласно решению Сейма от 29 сентября 2022 года, это намечено завершить в течение трех лет. С подачи парламентариев от «Развития/За!» в поправки была внесена также норма, что учащиеся из числа нацменьшинств будут иметь право на «педагогическую адаптивную поддержку в формировании коммуникативной компетенции».

Как постановил 29 августа с.г. Кабмин, русский, так же как и другие языки нацменьшинств, теперь дети будут осваивать только на факультативах. Ранее уже звучали опасения, что в школах нацменьшинств открыть столько групп, столько кружков по изучению родного языка и культуры, сколько хотелось бы, не удастся из-за нехватки финансирования, так что велика вероятность, что не все желающие ученики смогут попасть в эти кружки хотя бы на один час в неделю.

Как уже сообщал Rus.LSM.lv, против ликвидации образования на русском выступила организация ЛАШОР. По ее оценке, политики выбрали курс намеренной ассимиляции этнических меньшинств, воспользовавшись вторжением РФ в Украину как предлогом. 31 августа прошел организованный ею пикет протеста у здания Сейма.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное