Председатель LTDS Дайга Шилиня-Гайсминя с утверждениями Бйорк не согласна, но заявила, что готова к ним прислушаться. Она отрицает, что Театр Чехова в латвийской театральной среде игнорируется:
«Мне кажется, что, во-первых, очень много и латышских зрителей посещает этот театр, и жюри оценивает все спектакли, поставленные в Русском театре, в связи с чем, думаю, оснований для таких разговоров нет».
На заседании правления организации 9 декабря упреки Даны Бйорк организаторам «Ночи лицедеев» обсудят. Сама Шилиня-Гайсминя, по ее словам, ждет от Бйорк разъяснений, что именно в церемонии награждения показалось той дискриминирующим Театр Чехова.
«Но я помню очень хорошо, что два года назад ведь Нина Незнамова получила приз за жизненный вклад. И по крайней мере сознательно нет такого, чтобы мы какой-то из театров специально игнорировали. Конечно, я понимаю, что в тот момент, когда награду не получает ни один из представителей театра, и никому не доводится подняться на сцену и сказать спасибо конкретно своему театру — кажется, что этот театр как-то меньше прозвучал в этой церемонии. Но это мы как распорядители никак не можем сорганизовать, чтобы награды делились всем одинаково. Тогда бы не было смысла в жюри», — отметила Шилиня-Гайсминя.
По мнению председателя союза, Русский театр в последние годы заметно вырос: «Я думаю, что очень чувствуются идеи Даны Бйорк и в развитии, и в движении. В этом театре, мне кажется, Процессы только позитивные, и я хотела бы надеяться, что рано или поздно они получат награду, и не одну».
Однако директор Русского театра, как уже писал Rus.lsm.lv, критиковала не присуждение наград, а церемонию вручения — ее сценарий, в котором, по ее наблюдению, годами не замечается существование Театра Чехова в общей театральной среде Латвии. Более того: происходящее на сцене, по мнению Бйорк, с годами превратилось в обмен шуточками между парой латышских театров (Дайлес и Национальным).
«Конкретно я каждый год действительно ищу разных режиссеров, которые «Ночь лицедеев» создадут», — возражает на это Шилиня-Гайсминя, отмечая, что она, конечно, полагается на замыслы режиссеров. К тому же не всё происходящее на сцене записано в сценарии — оставляется поле для свободной импровизации актеров.
Закономерно, что в ходе церемонии больше говорится о тех спектаклях и театрах, которые сорвали больше номинаций, считает глава союза. Вот было больше номинаций у Национального театра — соответственно, его имя с подмостков «Ночи лицедеев» и звучало чаще.
Шилиня-Гайсминя подчеркнула: хоть она и не согласна с замечаниями Бйорк, она готова их заслушать.
«Может быть, я каких-то вещей не вижу, которые Русский театр и Дана Бйорк заметили».
На вопрос, ожидаются ли в ближайшие годы изменения в режиссуре церемонии, руководитель организации пояснила: решение о создании команды, которой поручается создать сценарий, принимает правление Союза театральных работников, в которое входит и Дана Бйорк.
Как уже писал Rus.lsm.lv, Бйорк в своем заявлении для общественности указала, что в ситуации с «Ночью лицедеев» одним из дискутабельных моментов является «выключенность» Рижского Русского театра имени М. Чехова из процесса награждения и то, как театр позиционируется в публичном пространстве.
«И становится всё скучнее, особенно если «Ночь лицедеев» воспринимать как общий театральный праздник. Мероприятие этого года не исключение», — заявила она.
По словам Бйорк, коллектив Театра Чехова ощущает, что ему отказано в чувстве принадлежности к этому празднику. Из года в год театр упоминается только в списках номинантов; в свою очередь, на протяжении почти четырехчасовой церемонии на сцене разворачивается праздник только нескольких латышских театров, а прочие обойдены вниманием.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, в этом году гран-при «Ночи лицедеев» получил спектакль Элмара Сенькова «Вей, Ветерок!», поставленный в Национальном театре. Призы были вручены в семнадцати категориях, но Театр Чехова не был отмечен наградами.
В 2018 году на звание актера года был номинирован его актер Максим Бусел за спектакль «1900. Легенда о пианисте», но жюри сочло, что лучший — это Вилис Даудзиньш («Последняя елочка Ленина» и «Озеро надежды замерзло» в Новом Рижском театре). В 2019 году у Даудзиньша снова награда — в категории «Актер года второго плана».