«Я позволю себе поделиться эмоциональным самочувствием представляемого мною театра. После многих предыдущих церемоний вручения наград «Ночи лицедеев», и церемонии этого года тоже, у коллектива Рижского Русского театра имени М. Чехова (далее — Театр Чехова) осталось горькое послевкусие. Но
на сей раз я как директор театра хотела бы высказаться об этом факте в публичном пространстве, потому что модель корректного замалчивания ситуации, которой я придерживалась на практике до сих пор, не дала желаемого результата»,
— пишет Бйорк.
По ее оценке, тут нужно акцентировать именно сценарий и режиссуру церемонии награждения, где наличие Театра Чехова сознательно или неосознанно игнорируется. Это вызывает неприятные вопросы к организаторам и команде церемонии — за что театр впал в такую немилость, если в день рождения великого Эдуарда Смильгиса отмечается праздник всех латвийских театров, а не только латышских? Бйорк отмечает, что из года в год на сцене во время церемонии разворачивается срежиссированная «дуэль шуток», главным образом между Национальным театром и театром Дайлес:
«И становится всё скучнее, особенно если «Ночь лицедеев» воспринимать как общий театральный праздник. Мероприятие этого года не исключение. (...)
Я отказываюсь верить, что попытки политических сил в нашей стране поделить население на «латышей» и «русских» способны повлиять и на культурную платформу,
в противном случае свои премьеры на подмостках латышских театров не пережили бы многие выдающиеся постановки по мотивам произведений Достоевского, Пушкина, Толстого, Чехова и других титанов духа и не состоялось бы теперешнее успешное сотрудничество с русскими артистами (режиссерами, актерами, сценографами и т.д.)».
Не может служить объяснением и падение интереса аудитории к русскому театру, указывает Бйорк — потому что театр востребован у зрителей. И русских, и латышей, и представителей других национальностей. Финансовые показатели это безусловно подтверждают.
Может, сам Театр Чехова недостаточно активно интегрируется в общекультурный процесс, продолжает его директор — но нет же, он не только наращивает число премьер и сценических площадок, можно перечислить много дружественных шагов по отношению к коллегам: это и приглашение другим театрам вместе отмечать Старый Новый год 13 января в Рижском Русском театре, и вот уже три года организуются совместные праздники с каким-либо латышским театром, кроме того, коллектив участвует в ежегодной зимней театральной спартакиаде.
В прошлом году именно Театр Чехова стал площадкой для вручения Танцевальных наград, важных для всех танцоров страны. Не говоря уж о том, что он активно и сильно представляет Латвию за рубежом — в Германии, Великобритании, Испании, России и даже Китае. В КНР, в частности, выступление коллектива театра (единственного из иностранных!) на церемонии закрытия международной выставки «Шелковый путь» с представлением-презентацией о Латвии было встречено публикой с искренним интересом и восторгом, подчеркнула Дана Бйорк. Люди в другой части света узнали о Латвии, о богатстве ее культуры — в соцсетях этот ролик посмотрело 1,18 млн человек.
«Театр Чехова проводит огромную и неутомимую работу по межкультурной интеграции, подчеркивая, что культура, в том числе театр, объединяет, обогащает и сплачивает латвийское общество. Мы открыты, приглашаем к себе ставить спектакли и участвовать в них артистов латышских театров — актеров, режиссеров, сценографов, композиторов, танцоров и других профессионалов, их часто можно встретить на сцене Театра Чехова.
Напротив, находясь на важнейшем для латвийских театров мероприятии — вручении наград «Ночи лицедеев», которое смотрит и слушает в прямом эфире много людей, на котором одновременно встречаются все профессионалы из театральной сферы, на мероприятии, где в известной степени определяются достижения года в театрах Латвии,
коллектив Рижского Русского театра им. М. Чехова ощущает, что ему отказано в чувстве принадлежности к этому празднику. Из года в год Театр Чехова упоминается только в списках номинантов; в свою очередь, на протяжении почти четырехчасовой церемонии на сцене разворачивается праздник только нескольких латышских театров, а прочие обойдены вниманием.
На риторические вопросы не ожидается ответа, ожидаются только действия. Я верю, что ситуация изменится в сторону максимально корректного отношения ко всем латвийским театрам, в том числе к коллективу Рижского Русского театра им. М. Чехова».
Цитируя Райниса, Дана Бйорк подчеркнула: важно не только слушать, но и услышать друг друга. Тогда станет возможным и общий театральный праздник, в котором захочет участвовать каждый из большой театральной семьи.
Как ранее сообщал Rus.lsm.lv, в этом году гран-при «Ночи лицедеев» получил спектакль Элмара Сенькова «Вей, Ветерок!», поставленный в Национальном театре. Призы были вручены в семнадцати категориях, но Театр Чехова не был отмечен наградами.
В 2018 году на звание актера года был номинирован его актер Максим Бусел за спектакль «1900. Легенда о пианисте», но жюри сочло, что лучший - это Вилис Даудзиньш («Последняя елочка Ленина» и «Озеро надежды замерзло» в Новом Рижском театре). В 2019 году у Даудзиньша снова награда - в категории «Актер года второго плана».