Началось всё очень давно. Когда семья Ирины Тире, чудом избежав лагерей, в 1945-м вернулась в Лиепаю, оказалось, что в их квартире уже живут чужие люди. И семью приютил у себя на Републикас 13 легендарный лиепайский врач Николай Фрицис Зандберг. Тогда в этом доме были фрески восхитительной красоты.
«Я их видела очень красивыми — этих девушек, изображенных на фресках. Каждый день тогда бегала в квартиру на третьем этаже и любовалась. А в 1957-м их закрасили… Интересное совпадение — как раз тогда в Художественной школе я изучала клеевые краски, которыми такие фрески и создаются. И вот возвращаюсь домой — а на стремянках стоят дюжие крепкие женщины и закрашивают всё. Очень неприятный сюрприз! Позже, когда дом был уже расселен, учащиеся художественной школы знали, что хоть снаружи двери заперты, но со двора туда попасть можно. И Валтер Палапс тоже это знал. Он видел, что там открывается — кое-где краска и побелка осыпались и стали видны фрески. Многое сохранилось. Когда в 2011-м ему надо было делать дипломную работу, он взял темой именно эти фрески. И пригласил меня. С его семьей у меня давняя связь, я их фотографировала, когда Валтер пошел в школу. Они пришли тогда ко мне, в этот дом, и, поднимаясь по лестнице, я рассказывала им, как и многим другим, — мол, вы бы видели, какая там красота под краской… На мое счастье, Валтер это запомнил, и позвал меня», — рассказала Ирина Тире.
Фрески эти в свое время были сделаны мастерами из фирмы одного из самых знаменитых представителей эпохи ар-нуво, чешского художника Альфонса Мухи, который работал и в Риге.
Фотографии, на которых Ирина Тире запечатлела эту красоту, и стали одной из составляющих выставки. А вторая — работы младшего из внуков Ирины Тире, Давида Видвуда Фоминса.
«Когда мы с Валтером изучали творчество Мухи, то выяснили, что он также моделей фотографировал, а потом уже рисовал и писал маслом со сделанных им снимков. Так, как сейчас Видвуд фотографирует. И это ведь не просто фотографии, почти всюду еще и ткань, создающая некое пространство… Это не так, как я делала, у меня фон белый, а тут и золотые ткани, и другие цвета. Я была в восторге! И мне кажется, что эти две части очень хорошо друг друга дополняют», — рассказала фотограф.
Ирина Тире — очень известный фотограф и художник. Ее сын Иго Фоминс — популярнейший певец и вообще человек творческий. Старший сын Иго Микус Фоминс уже давно пошел по стопам бабушки, он тоже фотограф. И совместная выставка у них давно уже была. Младший Давид Видвуд с детства рисовал, первая его публичная работа — оформление обложки для одного из отцовских дисков. Потом, вслед за бабушкой и старшим братом, увлекся фотографией. А еще он татуировщик, осваивал это искусство в разных странах.
«Я рисовал, осваивал разные техники, обратился к фотографии и другим видам искусства. И вот, вместе с бабулей у нас получился некий нарратив и мы пришли к идее о выставке. К фотографии я пришел тоже благодаря бабушке, в детстве мы очень много времени проводили вместе, я ходил с ней на разные творческие мероприятия. С моделями, которые запечатлены на фотографиях этой выставки, очень легко работать, мы сделали уже много общих проектов.
Мне кажется, что эти снимки — хорошее резюме тех впечатлений и чувств от фресок в доме на Републикас, которые моя бабуля пронесла через годы»,
— рассказал Давид Видвуд Фоминс.
Это действительно получилось очень красиво. Фотографии фресок, выполненные в пастельных тонах, осыпающиеся, фрагментарные, ускользающие. И яркие, сочные, жизнеутверждающие фотографии современных красавиц. Прошлое и настоящее сошлось в едином порыве красоты.
«Контрасты» стали своего рода продолжением юбилейного цикла выставок в честь 85-летия Ирины Тире.
Выставку Ирины Тире и Давида Видвуда Фоминса «Контрасты» в Лиепайском доме латышского общества можно посмотреть до 4 марта. Вход свободный.