Журналистов программы позвала в гости жительница Даугавгривы София Попова, которая впервые почувствовала странный химический запах 30 марта.
«Когда появился этот запах, у меня стало щипать глаза, першить в горле, возникло чувство жара в груди. Это мешает дышать. Можете представить, чем мы дышим?», - говорит София.
Жительница рассказала передаче, что теперь может поделить свою жизнь на до и после появления запаха.
Ранее София каждое утро делала зарядку, ходила на танцы, была здоровой и жизнерадостной. Теперь она с трудом ходит, поскольку из-за запаха кружится голова – однажды она даже упала дома и сломала руку, а также серьезно травмировала копчик. Женщина признала, что у нее начались проблемы с кожей. Сильнее всего, говорит София, запах чувствуется у ковров, которые в квартире находятся и на стенах, и на полу. Программа 4. studija убедилась, что от ковров действительно исходит странный и незнакомый запах.
К рассказу Софии присоединилась ее соседка Галина Сиетиня, в семье которой запах затронул и взрослых, и детей: «Моя мама остро чувствует этот запах, она пенсионерка. Очень от этого мучается – у нее горло болит, насморк не проходит, кашель. Очень часто кашляет. И внук. Ему два года. Раньше он так не болел, а теперь – неделя через неделю, снова температура».
Гостящая у Софии Мирослава, приехавшая из Германии, тоже признает, что ощущает реакцию организма на качество воздуха в доме у пенсионерки. «Нос не заложен, но ощущения не нормальные. Что-то скапливается в горле, постоянно хочется откашляться», - описывает женщина.
Программа 4.studija обратилась и к встреченным на улице прохожим, чтобы понять, замечали ли другие жители района что-то похожее. И получила и другие свидетельства о странном запахе.
Жители Даугавгривы и Болдераи допускают, что источник неприятного химического запаха следует искать на одном из местных деревообрабатывающих предприятий.
«Вонь идет и с других предприятий, ведь у нас тут рядом пленку производят, откуда иногда идут запахи. Иной раз неприятный ароматы приходят со стороны порта, но мы никак не можем повлиять. Хоть и регулярно пишем жалобы, ответов на них не получаем», - рассказала передаче член правления общества «Даугавгрива-Болдерая» Вера Аузиня.
В Государственной пожарно-спасательной службе признали, что из микрорайонов, где дома возведены в непосредственной близости к промышленным зонам, звонки о неприятных запахах поступают достаточно часто. В том числе из Болдераи и Даугавгривы.
И нередко там ощущают даже те запахи, что ветер приносит с другого берега Даугавы – Вецмилгрависа и портовой промышленной зоны.
«Люди звонят и информируют Государственную пожарно-спасательную службу о запахах, которые угрожают здоровью. Если это специфические запахи, химически – топливо, аммониак, там все понятно. ГПСС направляет ресурсы, руководитель спасательных работ проводит обследование территории, констатирует, что химический запах присутствует и что он угрожает здоровью людей, а затем устанавливает, произошло ли это в результате технологического процесса или аварии», - говорит начальник отдела обработки звонков и управления ресурсами Государственной пожарно-спасательной службы Херманис Плиско.
Спасатели извещали о случившемся Государственную службу среды (ГСС). В это же ведомство обращались и жители Даугавгривы, но результатов это не дало.
«Проблема в том, что жители никак не могут повлиять на ситуацию. Если мы жалуемся в ГСС, что откуда-то воняет, что есть неприятный запах, чаще всего получаем два ответа: «у нас сейчас нет инспекторов» или «инспектор приехал и не констатировал запах». Еще бывает такой: «да, запах есть, но мы не можем понять, откуда». И получается, что у жителей проблемы, но ГСС никак не вмешивается в их решение», - говорит глава общества «Даугавгрива – Болдерая».
Директор рижского регионального управления ГСС Калвис Авотиньш признал, что ведомство действительно получило множество жалоб от жителей на неприятный запах – иногда даже по несколько звонков в день, но в большей части случаев эта информация не подтвердилась.
Авотиньш отметил, что в ГСС понимают эти жалобы, но, говорит он, запахи могли возникнуть из-за деятельности находящихся рядом предприятий. По его словам, есть операторы, у которых есть разрешение на осуществление загрязняющей среду деятельности, не нарушая нормативные акты, но в отдельных случаях в результате их работы может появляться неприятный запах.
Аузиня отметила, что в случае, если ГСС не хватает работников, жители готовы прийти на помощь.