Виталий Пономарчук, потерпевший от действий подсудимого Дайриса Аболса, до начала суда рассказал Службе новостей ЛР4, что обвиняемый взял с жильцов его дома авансы, но так и не установил обещанные водостоки. В итоге на суды не приходит, деньги жильцам не возвращает.
«Как зритель пришел! Я буду посещать суды как зритель. Пока так получается. Ничего он не вернул. Ни у него в душе ничего не шевельнулось, ни у меня в кармане!» — сказал потерпевший.
Виталий называет поведение обвиняемого издевательством и над своими обманутыми жертвами, и над судом
«Вот если привели солидного товарища в наручниках — всё понятно: он под законом ходит, он ответственный товарищ...»
Еще одна потерпевшая — домовладелица Инга — говорит, что жертвам ничего не остается, как только невесело шутить. Суд один за другим откладывается, а обвиняемый Дайрис Аболс успешно дурачит участников процесса, предоставляя суду все новые справки.
«Доставлен очередной больничный о нетрудоспособности Дайриса Аболса. Эти справки подсудимый Аболс прислал вчера после обеда, подписаны тем же самым врачом»,
— сказал судья Имант Дзенис. Он напомнил, что после прошлого заседания направил письмо врачу с просьбой пояснить, может ли Аболс участвовать в судебных заседаниях. Но ответа до сих пор не получил.
На что судья Видземского предместья Риги Имант Дзенис сказал:
«Как видите, я это и пытаюсь делать. После прошлого заседания мы направили письмо врачу с просьбой ответить, может ли Аболс принимать участие в судебных заседаниях. Но ответа все еще нет. Направим повторное письмо.
Если ответа не получим, направим запрос в Инспекцию по здравоохранению с просьбой проверить компетенцию врача. Обычно после таких писем подобные справки перестают выписывать».
У государственного защитника Аболса не нашлось никаких объяснений действиям подзащитного. Он сказал только, что о своей болезни подсудимый адвоката не оповестил, а медицинские документы передал через другого юриста.
Прокурор Анете Бундуле сказала, что не видит смысла в рассмотрении дела в отсутствие обвиняемого. На вопрос, как потерпевшие могут ускорить процесс, ответила, что повлиять на ход дела может только сам суд:
«Нет основания для принудительного привода подсудимого в суд, это я вам говорю уже после второго заседания».
Вопрос журналиста о нецелесообразной трате бюджетных средств на заседания, которые постоянно срываются, вызвал недоумение прокурора:
«Мы же делаем все возможное!» — сказала прокурор. Ну, а если потерпевшие видели подсудимого гуляющим по улице во время суда, у них есть право об этом информировать суд, добавила прокурор Бундуле.
«Что видели или не видели потерпевшие, они могут письменно сообщать в суд».
По информации, которая имеется в распоряжении Службы новостей ЛР4, подсудимый уже заранее запасся справками и даже снимками рентгена на все предстоящие судебные заседания, о чем он писал в телефонных сообщениях потерпевшим, уверял, что сидеть в тюрьме не будет. Максимум, что ему назначат — принудительные работы, бахвалился Аболс. Службе новостей ЛР4 удалось связаться с подсудимым по тому же номеру, откуда приходили сообщения, и к удивлению журналистов Дайрис, которому был прописан постельный режим, ответил:
«Я занят, я работаю».
В ходе беседы, когда он узнал, что звонят с радио по вопросу его неявки в суд и справки о нетрудоспособности, тактика резко изменилась — подсудимый решил выдать себя за коллегу Дайриса по работе:
«Мне не нравится это всё уже, это не мой суд. Я тут совсем ни при чем. Это не я... Он мой напарник, работал у меня два месяца, сейчас болеет и не работает».
В распоряжении Службы новостей ЛР4 также есть информация, что 21 ноября, в день прошлого заседания суда, которое также не состоялось по болезни обвиняемого, Аболс, которому был прописан строгий постельный режим, был замечен в цветочном магазине в Саркандаугаве, куда, со слов потерпевших, он забегал лично в добром здравии и веселом расположении духа. А вот в суд не явился.
Как долго может продолжаться игра подсудимого с правосудием? Представитель суда Видземского предместья Даце Приеде поясняет:
«Я ничего не слышала о том, что подсудимому можно установить какую-то аппаратуру дома для проведения видеоконференций, такого в нашей практике еще не было, чтобы суды проходили в таком частном режиме!
Суд может запросить историю болезни, чтобы выяснить подлинность выданных больничных листов. В каждом случае подход индивидуален, у всех разные диагнозы, и общей статистики нет. Это решает только судья...»
Кроме того, в пятницу 6 декабря прокуратура сообщила, не разглашая имени обвиняемого, что передала в суд материалы другого уголовного дела — о мошенничестве и присвоении обвиняемым (мужчиной) денег 14 потерпевших женщин. Согласно материалам уголовного дела, в период с 2014 по 2918 год обвиняемый знакомился на интернет-сайтах с потерпевшими. Завоевав их доверие, он просил одолжить ему денег якобы на покупку недвижимости, на совершение сделок и на другие цели.
Обманутые потерпевшие не только передавали ему свои денежные накопления, но передавали и деньги, которые сами брали в долг у родных и близких и в кредитных учреждениях по просьбе обвиняемого. Одолженные деньги обвиняемый им не вернул. В общей сложности он таким образом завладел примерно 150 тысячами евро. Прокуратура выдвинула ему обвинение по части первой и третьей статьи 177 Уголовного закон, сообщила пресс-секретарь ведомства Лаура Маевска.
Как ранее писал Rus.lsm.lv, первое дело Дайриса Аболса, об обмане клиентов, было передано в прокуратуру в декабре прошлого года. В целом полиция получила информацию о 48 случаях противоправных действий в отношении 42 лиц. Общий размер убытков — 59 135 евро. Подозреваемый предлагал отремонтировать крышу, почистить трубу, заменить окна, покрасить фасад и т. д. Он просил 100-600 евро предоплаты, а также деньги на покупку материалов. После чего исчезал с горизонта.
СМИ также неоднократно писали о десятках пострадавших от махинаций горе-мастера, который прославился еще и как сердцеед, выманивающий деньги у доверчивых женщин. Как уже сообщал Rus.lsm.lv, по данным правоохранительных органов, мужчина втирался в доверие к женщинам и выманивал у них крупные суммы денег. Следствие по уголовному делу о присвоении денег 14 женщин завершилось в августе.