У молодежи с проблемами психики профессия есть, а работы нет

Обратите внимание: материал опубликован 6 лет назад

Хотя в специализированных школах воспитанники с психическими нарушениями осваивают множество навыков, мало кому удается попасть на рынок труда. Чтобы улучшить ситуацию, в Пельчи в специальный центр пригласили и местных, и иностранных специалистов. Мы делаем, что можем, но проблема не становится меньше, рассказала LTV директор центра Инара Олена.

В Пелчи в рамках дополнительных занятий, организованных совместно с предприятиями, молодежь может выучиться на помощника повара или плотника. Уже второй год удается предлагать обучение на рабочем месте. Кроме того, молодые люди благодаря проекту Erasmus + месяц трудятся в иностранных компаниях. В школе-интернате, которая одновременно является и центром развития, есть также три учебные фирмы.

Однако проблема все еще актуальна: хотя молодежь и может работать, ее не нанимают. В данный момент в Латвии более 50 специальных школ, и большинство воспитанников — с психическими нарушениями.

«На мой взгляд, могла бы быть менторская программа — посредник между выпускниками школ и предпринимателями, чтобы было у воспитанников свое рабочее место. Надо много работать с обществом», — уверена Олена.

Эта проблема обсуждалась в том числе и на конференции, где своим опытом поделились специалисты из Пскова. Там у таких молодых людей есть возможность самостоятельно жить в квартире, им помогают справляться с бытовыми сложностями, кроме того, ребята могут работать на предприятиях или выполнять их заказы.

«Мы создаем условия, чтобы люди с психическими нарушениями могли жить в обычных обстоятельствах, это значит, что у них, как и у всех, есть свой дом, они, как и все, каждый день идут на работу, как и у всех, у них запланированы выходные дни», — рассказал Андрей Царев, глава псковского Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Статистики, показывающей, сколько молодых людей с психическими нарушениями после школы находят работу, в Латвии нет. Согласно собранным данным, трудоустроены 24% людей с особыми потребностями, в основном с легкой группой инвалидности.

Как улучшить занятость, размышляют и в муниципальных социальных службах. «В Лиепае в данный момент запущен такой процесс: будут специальные мастерские, чтобы у людей была занятость. Одни посещают дневной центр; кто более сильный, тот работает», — отметила Майя Агатина, глава Дневного центра для лиц с психическими нарушениями.

В Латвии в 2017 году было зарегистрировано 85,4 тыс. безработных, что составляет 8,7% общего числа экономически активных жителей, свидетельствуют данные Центрального статистического управления (ЦСУ). По сравнению с 2016 годом уровень безработицы снизился на 0,9 процентного пункта. Безработица среди женщин составила 7,7%, среди мужчин – 9,8%, указывает агентства LETA.

Хотя статистические данные показывают, что в Латвии средний уровень зарегистрированной безработицы составляет около 8%, в реальности безработицы «практически нет», заявил в интервью Latvijas Radio ассоциированный профессор Рижской высшей школы экономики Арнис Саука.

Данные Министерства благосостояния опровергают это резонансное утверждение. Пока работодатели сетуют на дефицит квалифицированных сотрудников, в отдельных регионах Латвии уровень безработицы уверенно переваливает за 20%. И есть еще «люфт» между числом официально безработных и числом тех, кто остался без работы, но не пошел в Госагентство занятости. Эти люди – неиспользованный резерв на рынке труда.

Перечень профессий, в которых в Латвии наблюдается острая нехватка специалистов и представители которых могут быть приглашены на работу в нашей стране на льготных условиях, 20 февраля утвержден правительством.

Союз свободных профсоюзов выражает опасения в связи с тем, что требование по размеру зарплаты гласит «средняя по стране», а не «средняя по отрасли». Это может ущемить интересы местных работников в высокооплачиваемых отраслях, например в IT. В ноябре прошлого года зарплата по отрасли составляла в среднем 2278 евро в месяц – а новые правила разрешают приглашать иностранцев и платить им только 1129 евро. Нет гарантий, что не появится демпинга зарплат, поясняет глава организации Эгил Балдзенс.

Ранее профсоюз работников образования и науки уже выражал свое беспокойство по поводу включения в этот список ученых. Ведь приезжему специалисту будут платить не ниже 859 евро в месяц (среднюю по стране зарплату плюс коэффициент), а заработок латвийского научного сотрудника, рассчитанный по всем формулам, порой не превышает 700. «Это дискриминирующее условие, на наш взгляд», - говорит глава профсоюза Инга Ванага. 

Некоторое время назад из списка исключили медиков, поскольку профсоюз работников здравоохранения и социальной опеки указал, что дефицит рабочих рук в отрасли вызван исключительно недостаточным ее финансированием в течение многих лет подряд.  

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное