Три мушкетера в инвалидных колясках: вместе в спорте и бизнесе

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Дмитрия Валайниса, Олега Гаркуля-Гуревича и Андрея Шатревича в Даугавпилсе называют тремя мушкетерами. У них общее увлечение – спорт, общий бизнес – столярное ремесло и общая судьба, потому что жизнь усадила их в инвалидные кресла. Все могло быть намного хуже, говорят они.

Оружие, скорость, страсть, мужской шарм – в этом всем есть почти неуловимая элегантность и своего рода аристократичность. Фехтование на шпагах уже много лет является частью повседневности неразлучной троицы, чередуя боль тяжелых, изматывающих тренировок со сладостью победы – даже на чемпионатах мира.

Могло быть хуже!

Мне всегда было нелегко встречаться и говорить с людьми, лишенными возможности свободно двигаться из-за роковой неудачи, собственного безрассудства или болезни. Возможно, это какое-то превратно осознаваемое чувство вины перед этими людьми. Надо признать, порой такие разговоры пронизаны горечью непонимания или отчужденности. Перед встречей с тремя даугавпилчанами, фехтовальщиками в инвалидных креслах, меня терзали сомнения: как себя вести, что говорить?

Но – выходит такой каламбур – мужчины со шпагами тебя обезоруживают в мгновение ока, потому что сразу после делового приветствия начинается их повседневный тренировочный процесс. Безо всяких скидок: после вроде бы легкой разминки у шведской стенки спины спортсменов уже мокрые.

Наблюдение за подготовкой к фехтованию – приготовлением снаряжения, облачением в форму, креплением тележек – не оставляет мысль о том, сколько дополнительных усилий и нужно прикладывать для выполнения самых обычных действий. Но позже в разговоре все трое мужчин, рассуждая об усадившей их в инвалидные кресла судьбе, удивляют неожиданным выводом, что «все могло быть намного хуже». Услышав в очередной раз эту фразу, я набравшись храбрости, спрашиваю: «А сколько времени прошло после несчастного случая до момента, когда можно было с уверенностью сказать, что да, могло быть и хуже?». Тишина. После чего парни начинают рассказывать.

Жизнь отнимает, жизнь дает

Дмитрию Валайнису, казалось, была уготована яркая карьера футболиста. С восьми лет занимался футболом, играл даже в Высшей лиге. Неудачная поездка на мотоцикле 13 лет назад поставила точку в этой футбольной истории.

Андрей Шатревич упал с пятого этажа.  Особо тяжело не было, говорит он, скорее разочарование и грусть. «Я все равно по-прежнему жду, что вернется прежняя жизнь – возможность ходить на двух ногах. Надежда есть всегда, но получится ли, неизвестно. Верить ты, конечно, веришь, хотя и понимаешь, что надо быть честным с собой: травма серьезная, спинной мозг – как проводки в удлинителе, надорвал и все, нет контакта», – делится Андрей. 

У Олега Гаркуля-Гуревича всегда была страсть к скорости. И именно это увлечение оказалось роковым: одна поездка на мотоцикле закончилась крайне неудачно. Олег признает, что в детстве был шальным, не закончил даже девять классов, и только два года назад, уже после травмы закончил среднее образование. Он гордится, что уже после травмы у него родилась дочь. «Иногда бывает, заснешь дома на диване, дочка берет мою коляску, укатит на кухню, и все – добирайся до кресла, как хочешь», – рассказывает Олег.

Тяжело в учении, легко в бою. Может быть

«Закрепляем коляски, начинаем – 30 ударов. Раз, два, три, четыре… Стоп. Тройной удар, 20 раз. Начинаем: раз, два, три...», – звучит голос тренера Александра Пласкина.

Фехтование началось семь лет назад. В даугавпилсском Олимпийском центре проходило какое-то мероприятие, и Дмитрия с Андреем пригласили попробовать пофехтовать в колясках. Обоим стало интересно. Дмитрий иронизирует: «Конечно, наше фехтование было похоже больше на мальчишескую драку кольями во дворе, но тренер объяснил, как двигаться, бить, защищаться. Чем больше ты понимаешь, тем больше видишь, как можешь обмануть противника. Это становится интересной игрой».

Позже к ним двоим присоединился Олег.

Казалось, что проведенные на тренировках часы и пролитый пот начали окупаться. Тогда произошло первое боевое крещение.

Дмитрий, посмеиваясь, рассказывает: «Поехали на первые соревнования в Беларусь. Ехали и думали: сейчас всех побьем, мы такие натренированные, сильные. Приехали, а там нас… Ну просто как детей. Проиграли – 5:1, 5:0 – все вчистую. Мы толком в колясках усидеть не могли. Приехали домой, понимая, что надо еще долго и упорно тренироваться».

Подготовка к старту – целый ритуал. Коляски закрепляются на специальной металлической платформе, чтобы спортсмены находились в статичном положении и не могли упасть. Подбирается дистанция, чтобы каждый участник поединка мог достать другого. Спортсмены пристегнуты к креслам. Пока мужчины готовятся, тренер просвещает нас, чем паралимпийское фехтование отличается от классического. Оказывается, зона атаки в колясочном фехтовании ограничена: только тело выше пояса. Поэтому нижняя часть тела спортсменов прикрыта специальным токопроводящим фартуком – если укол приходится в него, фиксирующая удар аппаратура не срабатывает.

Но спортивные неудачи уже в прошлом. Именно Дмитрий, у которого самый тяжелый медицинский диагноз, в фехтовании добился больше всех. «Цель, конечно, быть первым – на том же чемпионате Европы или в мире. Вторым я уже был. Хочется достичь вершины, золота. Я в чемпионате мира участвовал четыре раза и четыре раза становился вторым. Надо брать золото», – делится планами Дмитрий.

Хобби «ковидного» времени

Нет худа без добра – это мантра Дмитрия, Андрея и Олега. В мире бушует пандемия, а у них появилось новое хобби. Парни решили попробовать себя в столярном деле, хотя ни один из них этим не занимался. Поначалу хотели просто сделать мебель для дачи – скамейки, столы, табуретки, что-то простое. Купили кое-какие инструменты. А тут люди стали интересоваться: а чем это вы занимаетесь, а можете ли сделать вот такое? Стали пробовать – стало получаться.

Дмитрий недавно выучился на дизайнера интерьеров и думал работать в этом направлении. Но постоянное сидение у компьютера стало угнетать, захотелось делать что-то руками. Так и появилась эта идея, и сейчас это основное хобби. Работой это пока трудно назвать, потому что все происходит в дружеской атмосфере, никаких начальников нет, каждый сам себе хозяин: захотел – приехал, захотел — уехал, захотел – сделал, не захотел – не сделал.

Как это бывает среди хороших друзей, не обходится без подтрунивания и черноватого юмора.  Мы стали свидетелями неудачного эпизода, когда Андрей, пытаясь разобрать поддон, потерял равновесие и выпал из кресла. Мы с оператором застываем, толком не зная, как реагировать – то ли идти на помощь, то ли деликатно сделать вид, что ничего не видели. Ситуацию перевернул Дмитрий своим сообщением: «Мы за каждое такое падение платим в общую кассу. Первый раз Олег упал – один евро заплатил. Сейчас с Андрея уже два евро. Следующее падение – три евро. Разбогатеем!».

Деятельность, отсутствие жалоб и здоровое отношение к назначенным судьбой испытаниям, видимо, лучшее, если не единственное лекарство. Что невольно подтвердил Олег: «Если бы мог – в тот день не сел на мотоцикл. Хотя… Было бы у меня больше денег, сейчас бы сделал моцик с ручным управлением и дальше катался бы».

С фехтовальщиками в Даугавпилсе встречались: режиссер Даце Кокле, журналист Эвалд Дукулс, оператор Арманд Рудзитис, осветитель Юрис Ласинскис, водитель Андрис Лимбайтис.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное