Ребенку с дислексией должны помогать и школа, и семья — специалисты

Обратите внимание: материал опубликован 2 года назад

Трудности с чтением и дислексия наблюдаются у многих детей, и латвийская образовательная система не готова работать с ними так, как требуется. Педагоги подчеркивают, что в этих случаях необходимо тесное сотрудничество школ и семей, для диагностики важно понять, как развивается ребенок, проанализировать проблемы и сложности с младенчества, прозвучало в дискуссии на Latvijas Radio.

Сложности с чтением — это нарушения чтения, в основе которых — недостаточно развитая речь. Чаще всего это можно исправить, поняв проблему. Дислексия — это не проблемы с чтением, в ее основе неврологические нарушения, которые нельзя исправить, говорит специальный педагог Айга Штале.

Психотерапевт Гунта Яковела подчеркнула, что дислексия — не нарушение, но способ обрабатывать данные в мозге по-другому, это не изменить. Люди с дислексией отличаются, но они не хуже остальных.

Андрис Криекис, педагог Рижской 6-й средней школы, отметил: выяснить, что у ребенка сложности с чтением, можно только вместе с семьей. В школе при поддержке персонала можно создать алгоритм, чтобы помочь за какой-то период времени справиться со сложностями, этот процесс может быть успешным. Но если какая-то из сторон не участвует, если невозможно понять, где проблемы, то говорят — ребенок ленивый, не хочет работать.

Важно с самого детства смотреть, как развивается словарный запас, интересы, речь, узнавание букв — надо помнить, что школа — один из этапов образования. Криекис добавил, что у учителя могут быть подозрения о сложностях, но работать с ребенком должен специалист. Иначе это может привести к принудительному обучению читать.

Стоит также помнить, какие проблемы могут быть характерны для возраста и уровня развития ребенка, считает Айга Штале.

Чтение — основа всех учебных процессов, и если не выявить эти нарушения своевременно, люди беспомощны, это может вызвать разные ментальные проблемы. Чаще всего такое люди страдают из-за завышенных ожиданий окружающих по поводу достижений, но дислексия мешает учиться на хорошем уровне.

В образовательной системе для этих детей нет необходимых программ, говорит Яковела. Школьное время у детей с дислексией вызывает много стресса, потому что надо много читать. Возникают сложности, а образовательная система не предлагает таким детям возможность показать свои настоящие интеллектуальные знания и таланты.

К решению проблемы надо привлекать не только школу, но все общество в целом. Об этом надо говорить, подчеркивает Криекис.

Дети с дислексией не могут осваивать навыки чтения так же быстро и хорошо, как их сверстники. Они читают медленнее и с множеством ошибок. Есть стереотип, что такие дети просто не хотят прилагать усилия. Председатель правления Латвийского общества дислексии Ева Бирзниеце отметила, что дело не в лени.

«Дислексию путают с ленью. Если ребенку в детском саду или ученику 1-2-го класса чтение дается тяжело, значит, на то есть объективная проблема. Ни один ребенок не захочет что-то сделать плохо, если он может сделать это хорошо. Первый признак дислексии — если ребенок читает очень медленно, ему сложно складывать звуки в слоги, а слоги в слова», — указала она.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное