В Курземском регионе в районе озера Усмас на прошлой неделе родные искали пропавшую в районе 22-летнюю Полину. Инна – мама пропавшей Полины говорит, что в день пропажи ей самой пришлось организовывать поиски дочери, привлекать через социальные сети кинологов-добровольцев и обобщать полученные результаты. Люди откликнулись, а полиция подключилась только через несколько дней.
«Какой совет? Могу сказать, что все работали интенсивно, но земессаргов подключили на 4 сутки - такая процедура... Мне бы хотелось, чтобы у простого человека была инструкция - что делать, если пропал близкий и что ожидать от разных служб. Как в таких случая поступать? Как организовать свою команду? Я подозреваю, что не изобретаю велосипед. Такая инструкция уже придумана, но, к сожалению, ей не удается воспользоваться. Нет процедуры, поэтому много времени уходит, делается двойная работа. Нам только потом пришла идея установить каждому треккер, чтобы не бегать по лесу по сколько раз», - рассказала женщина.
Сами родные и друзья пропавшей Полины, по сути, были вынуждены руководить поисками, к которым в первый же день подключились только кинологи-добровольцы. Где остальные службы?
Матери пропавшей говорили о трех сутках, в течение которых службы якобы выжидают, чтобы подключиться. В полиции это опровергают – это миф, никаких трех суток ждать не нужно, стражи порядка к поискам приступают сразу же после заявления. Если есть ресурсы.
Поиски девочки Эвиты - собаки сразу указали на воду
Лаура Берзиня - кинолог отряда добровольцев поисковой организации Helper Latvia (в прошлом земессарг) со своей собакой Хито тоже искала девушку. Она отмечает, что хотелось бы большей слаженности в работе госструктур, в самих поисках остались белые пятна.
Она выезжала и на поиск 5-летней Эвиты, за день до того как девочку нашли, В этом случае собаки сработали четко и обе показали одно и тоже - шли по запаху и зашли в воду, утверждает она. Кинологи передали информацию в полицию.
Как быстро к поисковым операциям подключается служба Земессардзе, и всегда ли земессарги приходят на помощь в случае пропажи людей? Зависит ли это от того, пропал взрослый человек или ребенок? Поясняет и.о. командира Земессардзе полковник Каспар Пуданс.
«Участие Земессардзе зависит от того, поступает ли запрос от Госполиции - конкретного времени, в течение скольких часов мы должны явиться на место поисков, не установлено. Но действует такой алгоритм –представитель полиции в каждом конкретном регионе связывается с нашим региональным представителем и указывает необходимое число людей, время и место, куда нужно явиться. И мы уже действуем в зависимости от того, что от нас требуется. Согласно нормативным актам, реагируем и подключаемся в максимально быстрые сроки, но каждый поисковый случай, конечно, отличается. И наши возможности тоже зависят от того, какой это день недели и какое время суток. Если это выходной день, нужно какое-то время для сбора людей и их доставки на место, тогда подключаемся позднее. Первые ресурсы – профессиональные военные, которые в момент запроса полиции находятся на службе, или земессарги, которые находятся на учениях, могут прибыть на место незамедлительно..»
Земессарги участвовали и в последних поисках на Усмас, и в Сигулде, на Гауе. В Усмас искали пропавшую Полину, в Сигулде в лесу и вдоль Гауи - пятилетнюю Эвиту. В день, когда пятилетняя девочка была найдена в реке, в составе патруля также были земессарги.
«Там принимало участие местное подразделение, 27 Сигулдский батальон. Земессарги были привлечены в последние два дня поисков, и затем в день, когда девочку нашли. Численность в разные дни отличалась, в зависимости от запросов Госполиции. Техническое оборудование, которое нам доступно в ходе поисков - это дроны, а также аппараты ночного видения, или тепловизоры, которые помогают в поисках в ночное время».
Правила отдыха на воде с детьми давно пора ужесточить
Юрий Шенделев, дайвер-любитель с многолетним стажем, в том числе с опытом поиска утонувших, убежден, что правила отдыха на воде с детьми давно следует ужесточить, а родителей наказывать строже. Он не раз искал утонувших детей и взрослых, в том числе и в реке Гауе с ее коварным дном и сильным течением:
«Ребенок лицом в воду упал, хлебнул воды и все... Я не понимаю родителей, которые отпускают таких маленьких детей без жилета. Полиции следует собрать всех детей - и потом - забирайте за штрафы! Одно и тоже из года в год повторяется!», - негодует специалист.
Места купания детей должны быть огорожены сеткой и специально оборудованы, только так можно избежать жертв, говорит дайвер.