Порой наблюдения за работой в детских садах выглядят пугающими — родители жалуются, в том числе, на физическое насилие над детьми, иные случаи, требующие немедленной реакции. Центр Dardedze работает уже 20 лет, консультируя и помогая родителям и детям в подобных ситуациях. В данном случае основной вопрос стоит так: насколько то, чему учат педагогов, отвечает реальным требованиям, говорит представитель Центра Dardedze Анда Авена:
«Если мы знаем, что как только педагог начал учебу в высшем учебном заведении, он уже имеет право работать в дошкольном учебном заведении, то допустимо ли это при нынешней нехватке персонала. Насколько предметы, которые преподают в высших учебных заведениях, связаны с реальными знаниями? Насколько мы знаем, в высших учебных заведениях большое внимание уделяется различным методикам преподавания. В то же время гораздо
меньше дают знаний о том, как сотрудничать с ребенком, об укреплении социально-эмоциональных знаний. Но это как раз те самые вызовы, с которыми чаще всего сталкивается персонал в дошкольных учреждениях».
Руководитель департамента высшего образования Министерства образования и науки Даце Янсоне отметила, что еще несколько лет назад министерство начало работу над реформой в системе образования. С упором на практические необходимые знания:
«Мы хотим поменять сам подход, по существу, в подготовке учителей. Базовые установки для новых стандартов обучения таковы: учебный процесс должен быть максимально приближен к реальным ситуациям. Должно быть самое тесное сотрудничество с самими дошкольными учреждениями. Во время учебы студенты должны как можно больше времени находиться в учебных заведениях. Те работы, которые они пишут, должны быть связаны с решением реальных проблем».
Представители детских садов отмечают, да, молодым педагогам часто недостает практических знаний, как вести себя с детьми. Отбор персонала для руководителей детских садов является серьезной проблемой. И это — если речь идет об обычных детских садиках, не говоря уже о тех, где учатся особенные дети, говорит директор частного детского сада Poga Кристине Апсе:
«На мой взгляд, педагоги не готовы к работе с, скажем так, особыми детьми. С нарушениями аутического характера, с опорно-двигательными нарушениями. Это очень тяжелый труд в учебном заведении — чтобы помочь педагогам работать. Да и родители, в большой степени, не готовы к тому, чтобы такие дети ходили в учебное заведение. Так что, на мой взгляд, в новой программе много мест должно быть уделено именно этому направлению…
Что касается практики — то прозвучала чудесная идея об увеличении объема практики. Вопрос только в том, как отобрать места для практики. Поскольку, не секрет, что есть такие детские сады, куда на практику лучше вообще не ходить. Чтобы не учиться, как работать не надо».
Вопрос о зарплатах и общем престиже профессии педагога подняла на заседании комиссии Инга Ванага, руководитель Латвийского профсоюза работников образования и науки:
«Нехватка учителей — очень существенная сейчас проблема, которая связана с качеством образования. Поскольку очень связаны между собой и вопрос оплаты труда, и престиж профессии педагога.
Мы сейчас столкнулись с ситуацией, что на протяжении полугода детские садики, предлагая зарплаты в 900 евро «на бумаге» плюс страхование здоровья, в новых, только что отремонтированных помещениях, не могли найти педагогов для дошкольных учреждений. Нам надо заканчивать молчать и начинать говорить о тех проблемах, которые реально существуют в системе образования».
На сегодняшний день на первом курсе по специальности «педагог в дошкольном учебном заведении» учатся почти 600 человек, так что есть надежда, что даже если только 2\3 из них доучатся и пойдут работать по профилю, это заполнит необходимое количество вакансий в садиках. При этом вопрос не количества воспитателей, а уровня их подготовки, конечно, более сложный.