Запрет общественных СМИ на русском — прощальный подарок от Нацобъединения — глава Минкульта

Концепция Национальной безопасности сама по себе необходима, однако входящий в нее пункт о прекращении вещания на русском языке и переходе с 1 января 2026 года всех общественных СМИ Латвии на государственный язык требует более детального изучения, дискуссий и однозначно более длительного срока перехода, считает новый министр культуры Агнесе Логина. В интервью программе «Домская площадь» план по ликвидации общественных СМИ на русском она назвала «прощальным подарком от Национального Объединения».

 - В четверг, уже сегодня, Сейм начнёт обсуждать по существу Концепцию национальной безопасности. В том числе, пункт о том, что с 2026 года общественные СМИ на русском языке могут быть ликвидированы. Изменилась ли ситуация с того момента, как вы узнали об этом?

- Я хочу начать с того, что концепция Национальной безопасности сама по себе необходима. Для Латвии сейчас очень актуальны вопросы внутренней и внешней безопасности. Их значение только возрастает. Это должно отражаться в приоритетах государства. Мнение нашей партии по вопросу о роли общественных СМИ, особенно о роли медиа на других языках, отличается от мнения наших предшественников, Национального Объединения. Установка о (прекращении вещания на русском языке) с 2026 года является политической установкой Нацобъединения. У нас – у меня лично, и моей партии – иное представление: мы считаем, что по этой теме нужны более длительные дискуссии и более длительный срок перехода.

Отказаться от вещания на русском языке к 2026 году мы считаем поспешным решением. Мы воспринимаем эту установку как прощальный подарок от Национального Объединения.

- Как  вышло, что это решение в правительстве все же было принято?

- Как я уже сказала, концепция Национальной безопасности - существенный документ. Ее принятие – это первый этап. За принятием Концепции последует план ее воплощения. За медиаполитику отвечает Министерство Культуры, а не Министерство Внутренних Дел. Поэтому мы видим возможность поступить иначе. Поймите… Как бы это вам объяснить… В данный момент было бы неправильно срывать принятие концепции Национальной безопасности как таковой. Она, повторюсь, является очень важным документом. Но мы видим возможность исправить пункт (о прекращении вещания на русском языке) в последующем процессе.

- За эти дни удалось обсудить эту ситуацию с коллегами из других министерств, в коалиции?

- Конечно. Все об этом говорят. На LSM вышла статья о том, как партнеры по коалиции на это реагируют. Мнение о том, что 1 января 2026 слишком быстро приближается – кажется общим.  

- Заявленная цель – латышском. Скажите, при каких условиях закрытие русского содержания на Латвийском радио и LSM будет логичным и возможным?

- Это ключевой вопрос. На данный момент у меня нет на него ответа. Он связан с утверждением принципов медиаполитики, а также с вопросом объединения общественных СМИ. Эти вопросы нужно решать вместе, учитывая политические риски, вопрос безопасности, а также общий переход системы образования на латышский язык.

Поэтому это многогранный и многослойный вопрос, который надо рассматривать совместно, а, не следуя распоряжению одной уходящей партии.

- Говоря о разрабатываемой Министерством культуры стратегии развития медиа-политики Латвии, какое место в ней занимает содержание на русском языке? И не только на русском, так как в эфире Латвийского радио 4 звучит армянский, белорусский и другие языки…

- Тут мне придется напомнить, что я занимаю эту должность полторы недели. На все вопросы у меня еще нет ответов. Это один из вопросов, на который я ищу ответ. У нас происходят консультации с представителями министерства и представителями отрасли. Определение общих принципов медиаполитики на моей повестке, но чисто по-человечески вам скажу, мне необходимо больше времени, чтобы вникнуть в тему, познакомиться с данными и определить общие цели.

- Латвия и Эстония – страны-соседки. В одной политики увеличивают финансирование русской редакции общественной телерадиокомпании. В другой говорят о необходимости ликвидации русского содержания. Чем мы отличаемся от Эстонии?

- Было бы хорошо, если бы мы могли учиться друг у друга. Мне нужно больше информации , чтобы оценить, приведенную вами в пример ситуацию с эстонским каналом общественного телевидения, вещающим на русском. Я слышала разные мнения о его эффективности. Но в любом случае, необходимо брать эстонский опыт в расчет.

- В одном из интервью вы уже сказали, что видите «концептуальную роль» русского содержания общественных СМИ. Расскажите, как вы это видите?

- Как я уже не раз говорила во многих интервью: мы живем в соседстве с государством-агрессором и его союзницей Беларусью. Еще до того, как началось российское полномасштабное военное вторжение в Украину, Россия боролась за умы наших жителей и пыталась влиять на то, как мы думаем. Я считаю, что в нынешних обстоятельствах, когда рядом с нами агрессивное государство, стремящееся расширить территорию и завоевать наши умы, защита нашего сознания является фундаментальным вопросом национальной безопасности.

Единственный способ бороться с громадной машиной российской пропаганды – говорить правду; представлять проверенную, не ангажированную информацию.

- Вопрос о корреляции желания политиков свести к минимуму этническое напряжение и закрытии русского содержания. Вы видите взаимосвязь?

- Снизить межэтническое напряжение можно за счет увеличения роли латышского языка в публичном пространстве. Поэтому значение реформы образования является огромным. Она, наконец, определяет возможность и обязанность учиться только на латышском языке. Укрепление латышского языка – это вопрос безопасности. С какой скоростью и в каком темпе - эти вопросы необходимо обсуждать с населением, с профессионалами в области медиа: узнать, каким они видят это будущее Латвии. Надо учитывать, что единственный способ, как Латвии продолжать существование и развитие как независимого демократического государства – укреплять использование латышского языка.

- Будучи министром культуры, как вы планируете управлять этим процессом?

- Сейчас я набираю команду. В нее входят профессионалы по сплочению общества, а в ближайшее время присоединиться советник по вопросам медиаполитики. Я много встречаюсь с представителями отрасли культуры и планирую быть доступной, и вовлекаться в обсуждения вопросов культуры. Но я верю, что демократия – лучшее, что у нас есть. Поэтому я верю, что решения надо искать общими силами.

Ранее Rus.LSM.lv сообщал, что 19 сентября новое правительство за закрытыми дверями поддержало проект Концепции национальной безопасности, согласно которой латвийские общественные СМИ должны прекратить вещание на русском языке с 1 января 2026 года. Документ уже отправлен как в Сейм, так и в Канцелярию президента. Он должен быть принят до 1 октября, заявил Имант Закис, заместитель директора департамента отраслевой политики МВД.

Латвийское Радио и Латвийское Телевидение заявили о категорическом несогласии с идеей запрета для общественных СМИ создавать контент на русском, которая попала в «Концепцию национальной безопасности 2023». Авторы отмечают, что эта идея оказалась в документе (и в его составе была одобрена правительством и направлена в Сейм) без консультаций с самими СМИ, надзорным органом и экспертами. А ее реализация уведет нас прочь от цели — укрепления безопасности информационного пространства страны.

Совет по общественным электронным СМИ (SEPLP), со своей стороны, 25 сентября направил письмо Совету по нацбезопасности, Сейму, парламентской Комиссии по нацбезопасности, Министерству культуры и Latvijas Radio, в котором критикует намерение правительства прекратить с 2026 года создание контента общественных масс-медиа на русском языке. Омбудсмен по общественным СМИАнда Рожукалне также заявила, что не усматривает никаких угроз национальной безопасности в существовании латвийских общественных масс-медиа на языках нацменьшинств.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное