Это Оскар, ему 12. Раньше мальчик увлекался насекомыми. Но только искусственными. Говорит, нравятся божьи коровки и большие пауки – даже держал в руках, а потом отпускал на волю. Они должны жить. А ракушки начал собирать с Дитой, когда она его впервые отвезла на море. Держит их в воде и каждый день эту воду им меняет.
На вопрос, почему ракушки надо держать в воде, отвечает: «Там ракушки радуются».
«У меня было довольно много их. Смотрю, постепенно уменьшается. Ему хочется склеивать их вместе. Ему кажется – если половина, то она сломана», - говорит приемная мама Оскара Дита Савноре.
Взять в семью ребенка-инвалида из детдома не просто. Нужно все взвесить, быть готовым к трудностям, и не бояться просить помощи.
«Главное – надо увидеть самого ребенка. Не те проблемы, которые он создает – а он создает много проблем, пока учимся сживаться. Главное – терпение. Он просит столько энергии! Иногда просто чтобы друзья пришли и приготовили ужин или обед – бывает, что просто нет сил это сделать», - признала Дита Савноре.
И хотя приемную маму он пока зовет по имени, Дита говорит, она его мама. В детдоме его не слышали, и ему кажется, что будут слышать только, если будет говорить громко. Очень рад увидеть микрофон. Дита планирует вести его на занятия пения.
«Он уже подросток, и надо ему свободу давать. Он уже ходит немного дальше, когда на море. Я волнуюсь, но мне надо дать ему отойти на столько, на сколько он хочет. Конечно, надо за ним смотреть. Но доверять надо», - пояснила Дита Савноре.
Всего у Диты четверо детей – две дочки, и сыновья Оскар и Арафий. Арафий тоже из детдома.
«Я тот редкий случай – у меня бабушка и мама детдомовские. Это сильно повлияло на мою жизнь. Я шла мимо этого детдома, где когда-то была моя мама. Я всегда думала, как там внутри», - поделилась Дита Савноре.
С мальчиком она познакомилась, когда работала в детдоме на улице Капселю – ухаживала за детьми. Решив уйти с этой работы, поняла, что не хочет его там оставлять:
«Я видела под всеми этими болезнями, что там просто маленький запущенный мальчик. (..) Мне было тяжело смотреть, что система делает с детьми».
В августе здесь побывала и соцработница Эстере Земите. Она тоже работала в центре соцопеки на улице Капселю и нарисовала портреты всех детей. Тем, кого забирают в семьи – она их дарит. Картина Арафия уже висит над его кроватью. Скоро на стене будет и портрет Оскара.
«Я рисовала портреты детей именно с этой мыслью – что они смогут влиться в общество. Показать эти картины, и что они могут кого-то вдохновить, с мыслью и большой надеждой, что они могут попасть в семьи. И вот – эти два мальчика попали в семью. У каждого ребенка есть право быть в семье. И это большое счастье – быть в семье. И тут нет никакой разницы, есть ли у него расстройства или нет», - сказала художница, соцработница Эстере Земите.
Далеко не все эти дети попали в семьи. Многие еще ждут своих мам и пап. И хотя официально приемные семьи для ребенка – на время, пока его не усыновят или не возьмут под опекунство - как правило, приемная семья – это навсегда, говорит Эстере.