С латвийским военнослужащим ВСУ Алвисом Лукшей Латвийское Радио связалось в момент прохождения курса реабилитации после фронтовых ранений в окрестностях Ивано-Франковска на западной Украине.
Латгальские корни
«Думаю, я единственный гражданин Латвии, которого призвали, мобилизовали», —медленно говорит Алвис. Много лет у него не было регулярной практики общения на латышском.
Алвис родился в Даугавпилсе, рос и учился в Краславе, после чего много лет путешествовал и учился за границей.
Когда началось полномасштабное вторжение РФ в Украину, Алвис проживал в Киеве, и в первые месяцы вместе со своими друзьями неофициально участвовал в обороне города в качестве партизан.
«Когда на тебя направлено вражеское оружие, и ты знаешь, что тебя могут убить в любой момент только потому, что ты там, ты не думаешь о других вещах, таких как документы и разрешение на ношение оружия», — поясняет Алвис.
Позже он попал в отряд территориальной обороны, и в общем хаосе войны оказался призван в Вооруженные силы Украины (ВСУ) в таком же порядке, как любой гражданин Украины.
«Это было не просто, потому что я гражданин Латвии. Однако 5 октября прошлого года с помощью друзей меня призвали в Вооруженные Силы Украины — в 101-ю Закарпатскую стрелковую бригаду»,
— говорит латвиец.
Величайший грех — равнодушие
На вопрос, почему для него важно участие в борьбе защитников Украины против оккупантов из РФ, Алвис отвечает: «Для меня это важно, потому что я всегда считал, что самый большой грех — это равнодушие людей, когда ты можешь помочь другому, но проходишь мимо.
В Украине я увидел чистое зло, с которым нужно бороться. Я говорю чистое, потому что нет серого, есть только черное. Это настоящая чума, и, если ее не остановить, она будет распространяться».
Алвис напоминает о захватнических планах РФ и в отношении стран Балтии.
«Латвия — моя родина, поэтому я не могу иначе».
Ранение в бою
За время службы в ВСУ Алвис воевал в нескольких местах Украины.
«В Северодонецке, Песках, Сумах, Киеве, в направлении Сватово-Кременной, Купянска и Лимане Первом, и именно в Лимане Первом под Купянском я получил ранение», — вспоминает Алвис.
Это случилось два месяца назад, 29 мая, во время выполнения боевого задания в лесу.
«Задачей была замена наших ребят на самом дальнем наблюдательном пункте. В четыре утра наша группа из семи человек отправилась выполнять задачу. Около шести утра произошел первый контакт, первый бой. До места назначения нам оставалось от 70 до 100 метров, но, к сожалению, мы попали в окружение», — рассказывает Алвис.
Через пару часов снайпер оккупантов застрелил командира подразделения, отца троих детей и хорошего друга Алвиса. Латвиец принял командование боем, который продолжался практически беспрерывно.
«Работала также вражеская тяжелая артиллерия, минометы, вражеские беспилотники, а затем около 13:00 российский дрон сбросил на меня снаряд с дополнительными поражающими элементами. Эти элементы попали мне в плечо, спину, бок, бедро и икроножную мышцу», — вспоминает Алвис.
Все хотят помочь
Выйти из окружения было трудно. Ранения получили и другие бойцы подразделения Алвиса. Сначала он шел сам, потом его подхватили товарищи, еще через километр пришла помощь из соседнего батальона, а потом прибыла и эвакуационная группа.
«Из этого района меня увезли в Чугуев. Там меня прооперировали. Вынули осколки и так далее. Потом меня отвезли в Харьков, где я провел четыре недели в больнице».
После больницы Алвису назначили реабилитацию, которая требует больше времени. Украина оказывает Алвису всю необходимую медицинскую помощь.
«Да, у меня все есть. Спасибо правительству Украины и моим друзьям-волонтерам, они помогают, чем могут. Они отдают все, что у них есть. Тем более, что я из Латвии, гражданин Латвии. Все хотят помочь. Поэтому за мной очень хорошо ухаживают», — говорит Алвис.
Нужно понять, даст ли Бог еще один шанс
Алвис не исключает, что после курса реабилитации в Украине, возможно, придется продолжить восстановление, и тогда это можно будет сделать и в Латвии. Травмы, полученные в бою, серьезные, но Алвис надеется восстановиться, избежав долгосрочных последствий.
«В хирургическом плане все идет неплохо, но у меня поражены два нерва — один на 15%, другой на 37%. Все окей, единственное, у меня постоянная боль каждый день, 24/7, и обезболивающие пока не помогают. И так будет еще месяц-два», — признает Алвис.
В настоящее время он ждет специальные лекарства из-за рубежа, которые могли бы облегчить боль. Он также много думает над тем, возвращаться ли на поле боя после выздоровления.
«Нужно понять, даст ли мне Бог еще один шанс выжить или нет. Сам я хочу вернуться и бороться. Я знаю, зачем я это делаю, но мои друзья, семья, брат, сестры — они все равно меня отговаривают».
Жить мгновением
Алвис говорит, что самая большая радость на поле боя — осознавать, что ты делаешь что-то правильно, что помогаешь спасать жизни других людей. Манит и особое ощущение свободы на фронте, которое приходит с близостью смерти, — осознание того, что каждый день может стать последним.
«Ты живешь этим моментом. Ты живешь этой жизнью… Ты ешь, ты очень вкусно ешь», — смеется латвиец.
В то же время, тяжелее всего терять друзей и близких.
«Когда понимаешь, что ничем не можешь помочь человеку. Видишь, а помочь не можешь. Это нереально».
Есть и бытовые проблемы, такие как зимний холод и летняя жара, у которой есть еще один побочный эффект — усиливается трупный запах.
«Этот трупный запах… Очень сложно, потому что жарко и весь процесс начинается очень быстро», — говорит Алвис.
Войны выигрывают сердцем и разумом
Воюющему в Украине Алвису тяжело видеть равнодушие отдельных стран в вопросе поддержки Украины. Также его печалит, что некоторые жители Латвии до сих пор живут в путинско-лукашенковском информационном пузыре.
«То, что пишут и показывают о расстрелянных людях, об изнасилованиях и прочем — все это правда, все это происходило и, к сожалению, происходит до сих пор», — подчеркивает латвиец.
В то же время, он гордится латвийцами, помогающими Украине.
«Я лично знаю многих, кто каждый месяц ездят в Украину, привозят всякие вкусности и делают все возможное, чтобы помочь. Я очень горжусь этим».
По словам Алвиса, эта война будет длиться долго, но украинцы победят, потому что, в отличие от военных РФ, они мотивированы:
«У Украины много техники и оружия, но его все равно не хватает — нам нужно больше. Но чего у украинцев много — и это будет фактором, который поможет им победить в этой войне — так это мотивации самих украинцев и стран-союзниц, потому что война выигрывается сердцем и разумом, а не оружием».