Риски получения грязных денег нужно оценивать серьезнее — специалист

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

В Страсбурге на этой неделе обсудят, насколько успешно латвийские ведомства борются с отмыванием денег и финансированием терроризма. Экспертный комитет из Совета Европы, известный как Moneyval, подготовит отчет о работе ответственных учреждений. По неофициальным данным, латвийские чиновники обеспокоены возможным результатом и влиянием оценки на репутацию страны, сообщает Latvijas Radio.

На вопрос, что такое Moneyval и почему его заключение так важно для Латвии, председатель комитета Даниэль Телесклаф ответил следующее: «Эти рекомендации важны, поскольку необходимы для других стран. Позвольте мне объяснить. Мы живем в мире, где практически нет барьеров для финансовых переводов. В связи с этим многие государства опасаются, что могут получить незаконно полученные средства, а потому хотят себя от этого защитить.

Теоретически каждая страна может проверять другие 190, но это достаточно сложно. Для этого и создаются такие организации как Moneyval, которые проводят эти проверки. Я бы сравнил их с техосмотром. Если вы прошли его в Латвии, то вы можете смело ездить в соседние страны. Да, мы должны доверять оценочным системам в других государствах.

Однако представьте, что вам надо было проходить техосмотр каждый раз, когда вы въезжаете в другую страну. Это было довольно-таки глупо. Поэтому мы «выдаем» стране сертификат, который «соединяет» ее с другими странами. Если вы провалили экзамен, то не сможете совершать финансовые переводы с остальным миром. Это, безусловно, очень плохо для экономики».  

Что плохая оценка комитета означает на практике? По словам Телесклафа, сейчас в мире наблюдается феномен, который называют «уменьшением рисков». Он пошел из больших международных банков, особенно, когда перевод осуществляется в долларах.

«Когда банки знают, что у какой-то страны есть проблемы, они начинают требовать у банков этой страны больше информации о клиентах. Это приводит к росту стоимость услуг. Сейчас финансовые учреждения должны работать эффективно, и ни один клиент не захочет платить 50 евро комиссии, чтобы перечислить 100 евро. Это первые последствия.

Другие банки и вовсе полностью отказываются от сотрудничества с определенными странами, особенно, если они маленькие, поскольку это очень рискованно и не приносит большой прибыли. Если страна не будет воспринимать эти вопросы всерьез, то ее могут «отключить» от международной финансовой системы».

Телесклаф также отметил, что много стран сталкивается с проблемами в системе правосудия, а именно в работе с нарушителями. «Отмывание денег — немного абстрактное преступление. Никто на улице не нападает на детей, а им не стоит бояться отмывания денег. У многих стран это вызывает трудности. Регуляторам, например, тяжело добиться того, чтобы банки выполняли все просьбы. Иногда штрафы очень маленькие, и финансовые учреждения их не боятся».

Очень часто страны сталкиваются с трудностями в оценке рисков, подчеркивает Телесклаф. «Иногда трудно понять откуда идут средства и куда они направляются. С таким проблемами сталкиваются и финансовые и не финансовые центры. Но у финансовых центров, в том числе и у Латвии, особая ответственность. Они обычно работают с большим число клиентов. И когда кто-то живет далеко и приходит с большими деньгами, риски оценивать всегда тяжелее. Это логично. Но нет ничего невозможного. Вам просто нужно в это больше вкладывать». 

Ранее Латвийский парламент одобрил продвигаемые в срочном порядке поправки, запрещающие зарегистрированным в стране банкам сотрудничать с компаниями-«пустышками» и обслуживать их счета.

Как уже писал Rus.lsm.lv, юридическое лицо считается компанией-пустышкой, если оно имеет хотя бы один из трех характеризующих ее признаков. Во-первых, если нет связи юридического лица с фактической хозяйственной деятельностью. Во-вторых, если в стране, в которой юридическое лицо зарегистрировано, нормативные акты не предусматривают обязанность готовить и подавать в надзорные органы финансовые отчеты, в том числе годовые, о своей деятельности. В-третьих, если в стране, где зарегистрировано юридическое лицо, у него нет места для осуществления хозяйственной деятельности, указывает LETA

Тема борьбы с «компаниями-пустышками» стала в Латвии особенно актуальной на волне кризиса в финансово-банковской сфере, начавшегося с внезапного предъявления претензий банку ABLV американской службой по борьбе с отмывкой капиталов FinCEN (что вылилось в закрытие банка) и продолжившегося заявлениями о том, будто латвийские банки слишком тесно сотрудничают с нерезидентами.

Как уже писал Rus.lsm.lv, банк ABLV активно управлял финансовыми потоками нерезидентов, но в Латвии продолжают работать еще 12 банков, обслуживающих большое количество так называемых рискованных клиентов. В марте министр финансов Дана Рейзниеце-Озола (СЗК) дала понять, что еще 10 банков в стране находятся в зоне риска из-за того, что активно ведут работу с нерезидентами. Следующим, кому пришлось начать сворачивать этот бизнес, стал банк Rietumu.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное