Открытый разговор

Байден - президент США и другие топ-темы недели

Открытый разговор

Места для больных Covid-19: как решать проблему госпитализации тяжелых пациентов?

Чрезвычайная ситуация: совпадут ли желания бизнеса и возможности госказны?

Лучше, чем весной: «ковидной» господдержке поставили оценку

Обратите внимание: материал опубликован 3 года назад

Правительство в целом гораздо лучше продумало инструменты поддержки попавших под ограничения осенней ЧС компаний и их работников — по сравнению с весенней «первой попыткой». Но все же некоторые запреты выглядят не совсем логично, и их в ближайшее время попробуют смягчить, рассказали участники дискуссионной передачи Латвийского радио 4 «Открытый вопрос».

«В целом правительство идет в верном направлении. Особенно в том, что люди, которые продолжат работать, смогут получать дополнительные деньги — до 500 евро, или 50% от средней зарплаты. Это самое правильное решение, и его надо было принять и весной. Оно позволяет компаниям лучше приспособиться к меняющимся условиям. По-моему, весной это была главная ошибка — что не было субсидированных рабочих мест», — так прокомментировал планы Кабмина декан факультета бизнеса, управления и экономики Латвийского университета Гундар Берзиньш. 

Пособия и субсидии

Всего таких инструмента будет три. Первый — уже знакомые пособия по простою, которые слегка отличаются от весенней версии: установлен минимальный размер такой выплаты (330 евро за календарный месяц), а максимальный повышен до 1 000 евро (весной было 700). Причем эти условия относятся и к работающим в альтернативных налоговых режимах, а работодатель будет иметь право доплачивать неработающим сотрудникам разницу между пособием и установленной зарплатой.

Второй инструмент — отмеченные экономистом субсидии на рабочие места. В отличие от пособий по простою, их государство будет выплачивать не вынужденно бездельничающим сотрудникам, а тем, кто остался работать, пусть даже и его загрузка сильно упала. Размер этих выплат составит 50% от средней брутто-зарплаты за август — октябрь, но не более 500 евро за календарный месяц в одни трудовые руки.

Третий вид поддержки смогут получить сами коммерсанты (первые два предназначены их работникам) — субсидию для оборотных средств в размере 30% от выплаченных в августе — октябре брутто-зарплат, но не более 800 тыс. евро на всю группу связанных предприятий. В отличие от вышеупомянутых выплат, эту субсидию можно будет получить лишь один раз.

Отличием от весенней ЧС станет и то, что в этот раз все три инструмента будут доступны строго определенным отраслям, на которые введенные с 9 ноября ограничения повлияли самым непосредственным образом (список перечислен в приложении к соответствующим правилам Кабинета министров). Например, на торговцев одеждой чрезвычайная ситуация влияет (в выходные дни в торговых центрах их магазины должны быть закрыты), а на деревообрабатывающие предприятия вроде бы нет, и, соответственно, первым помощь полагается, вторым — нет.

Торговцам помогут, но кто поможет их поставщикам?

Собственно, этот избирательный подход вызвал умеренную критику декана факультета бизнеса, управления и экономики ЛУ Гундара Берзиньша.

«В решении Кабинета министров указаны конкретные отрасли, и там очень мало таких, которые связаны с производством. В других странах правительства субсидировали в том числе и те рабочие места на производствах, если у тех [из-за Covid-19] сильно упали продажи. Мы видим, что в [правительственном] списке поддерживаемых отраслей есть много видов розничной торговли. Но ведь этим торговцам кто-то поставляет товары! А они, поставщики, в этот список не попадают», — сказал гость «Открытого вопроса».

На что заместитель госсекретаря Министерства экономики Раймонд Алексеенко заметил, что уже сейчас доступно довольно много инструментов поддержки — для крупных экспортеров, для предприятий туристической отрасли, различные финансовые инструменты (их предоставляет Altum).

«Экономике вообще нужно много поддержки в разных отраслях, но инструменты, которые мы сделали сейчас — это для конкретных отраслей, которые пострадали от конкретного решения [о чрезвычайной ситуации]», — объяснил он логику правительства.

На вопрос же, есть ли риск возникновения из-за чрезвычайной ситуации цепочек банкротств (закрытое кафе не может расплатиться со своим поставщиком, тот не может заплатить своему поставщику — и так эта цепь тянется дальше, вплоть до отраслей, которых нынешняя ЧС вроде бы не касается), Гундар Берзиньш ответил:

«Такое может быть. Традиционно так и бывает. Но правительство сейчас делает все возможное, чтобы это предотвратить».

Инструменты в целом хороши

Но смогут ли предприятия, чья работа во время чрезвычайной ситуации сильно ограничена или прямо запрещена, дожить до весны?

«Нынешняя чрезвычайная ситуация очень четко бьет по конкретным профессиям, по отраслям. По тем же кафе, ресторанам. Тут вопрос в том, есть ли у них подушка безопасности. Но вообще это отрасли, где прибыль очень мала даже в нормальное время, и это нас сильно настораживает», — отметила генеральный директор Конфедерации работодателей Лига Менгельсоне.

По ее словам, с точки зрения организации, которую она представляет, было бы логично разрешить кафе и ресторанам обслуживать клиентов и на месте, а не продавать еду только навынос.

«Конечно, думаю, что можно было бы, требуя соблюдения повышенных мер безопасности, разрешить кафе и ресторанам обслуживать клиентов. Это позволило бы не закрывать отрасль. Это домино, которое, может быть, не видно снаружи, но которое может привести к довольно большим последствиям», — считает она.

С ней согласен глава Латвийского общества ресторанов Янис Ензис: «Конечно, это (разрешение обслуживать на месте. — прим. Rus.lsm.lv) было бы выгодно предприятиям. Сейчас же бывают ситуации, особенно в обеденное время, когда люди, которые работают в офисах, в других местах, приходят, забирают в кафе коробку с едой, садятся в машину и там едят. Мне кажется, это не совсем логично — при том, что в машине вряд ли они будут дезинфицировать руки».

Но он же признал, что предложенные правительством инструменты «в целом хороши, они многим предприятиям помогут выжить».

Разрешить — чтобы проследить

Впрочем, общепиту и салонам красоты может еще прийти помощь со стороны законодателя. Председатель парламентской Rомиссии по народному хозяйству Ральф Немиро (KPV LV) сообщил «Открытому вопросу», что его фракция собирается подать заявки, которые в случае утверждения позволят им нормально обслуживать клиентов — с соблюдением повышенных мер предосторожности.

«Заражение коронавирусом в местах общественного питания происходит только в 1% всех случаев. Люди приходят, дезинфицируют руки, принимают пищу и уходят. Мы сейчас не говорим о барах, которые работают по ночам, где может быть намного больше риск заражения. Так что насчет общественного питания мы подадим такие поправки.

Что касается салонов красоты, то наша фракция боится, что в результате [запрета на обслуживание клиентов] эти услуги все равно будут оказывать на дому. Не будем врать себе, что услуги красоты на время прекратятся. Но в салоне красоты можно проверить, скажем, дезинфицируются ли инструменты — а когда это все будет происходить на дому, такой возможности не будет. Поэтому мы подадим соответствующие поправки: разрешить работать, но проверять — вместо того, чтобы запретить и потерять из виду», — рассказал политик.

Как уже сообщал Rus.lsm.lv, решение о мерах поддержки бизнеса и населения правительство приняло во вторник 10 ноября. Минблаг, по словам главы Минфина Яниса Рейрса, готовит и свои предложения по оплате больничных листов. Главный принцип — чтобы работники, любым образом затронутые Covid-19, не теряли ни одного оплаченного дня, находясь на больничном, пояснил министр.  

Механизмы поддержки будут доступны для предприятий, пострадавших от ограничений в период Covid-19 и закрытых, и для их сотрудников, заверил Рейрс.   

Предприниматели крайне встревожены новыми ограничениями. Больше всего опасений у них связано с тем, что поддержка до многих из них не дойдет или попросту будет им не полагаться.

Как уже писал Rus.lsm.lv, в пятницу 6 ноября правительство с целью улучшить эпидемиологическую ситуацию в стране приняло решение ввести с понедельника 9 ноября чрезвычайную ситуацию, предусматривающую жесткие ограничения для общественной жизни и бизнеса.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное