Демонтаж ядерного реактора в Саласпилсе откладывается на неопределенный срок

Обратите внимание: материал опубликован 5 лет назад

Уже в 2020 году место, где сейчас расположен неработающий Саласпилсский ядерный реактор, должно быть засеяно зеленой травой, а все ядерные отходы захоронены в балдонском хранилище «Радон». Однако демонтаж реактора откладывается на неопределенный срок, сообщает Русское вещание LTV7 в передаче «Личное дело».

Тем временем к границам реактора подходит гипсовый карьер компании Knauf, на котором ведутся буро-взрывные работы, что представляет опасность для целостности реактора.

Для того, чтобы приступить к сносу здания Саласпилсского реактора и извлечению самого реактора вместе с радиоактивными материалами, необходимо расширить хранилище ядерных отходов «Радон» в Балдоне. Оно сейчас уже почти заполнено. Из 1100 кубических метров в 7 емкостях в настоящий момент для ядерных отходов доступно только 200 кубических метров. Дважды организованные Министерством по охране окружающей среды и региональному развитию закупочные конкурсы в 2016 и 2018 годах провалились. Министерство предложило финансирование проекта в размере 2 миллионов евро. Однако подрядчики брались построить новые емкости минимум за 8 миллионов.

«Договоры никакие не заключены, работы не начаты. Сейчас мы получили от правительства разрешение огласить еще одну закупочную процедуру, чтобы провести проектирование, потому что предыдущая оценка затрат производилась 10 лет назад», – рассказала «Личному делу» представитель Министерства среды и регионального развития Алда Озола.

К семи уже имеющимся емкостям государство намерено построить для ядерных отходов на предприятии «Радон» еще восемь резервуаров общей площадью 1100 кубических метров. Новую проектную документацию Министерство по охране окружающей среды намерено подать в марте. При условии, что сформируется дееспособное правительство, и появится полноценный бюджет, процедуру проектирования можно будет завершить в течение года. Еще год потребуется для строительства новой емкости для ядерных отходов.

Только после того, как на предприятии «Радон» появятся новые емкости для ядерных отходов, можно будет приступать к ликвидации реактора. С ним тоже все плохо. Та же история, что и с емкостями в «Радоне»: никто не берется уничтожать реактор за предложенные государством деньги – 5 миллионов евро. Минимальная сумма, за которую готов начать работы подрядчик – 23 миллиона евро.   

«Проектирование может продлиться год-полтора, включая разработку плана демонтажа. Сам демонтаж, по предварительным оценкам, займет два-три года», – говорит представитель Латвийского центра среды геологии и метеорологии Анта Яантоне.
 
По самым оптимистичным прогнозам, это еще как минимум пять лет. Государство планировало превратить реактор в зеленую лужайку в 2020 году. Тем временем к границам  ядерного реактора неуклонно приближается потенциально опасный объект. Так, в ноябре 2015 года Саласпилсская дума разрешила расширять гипсовый карьер компании Knauf в направлении реактора. Согласно новой лицензии предприятия, карьер может приблизиться на расстояние 50 метров до объекта, а вести взрывные работы можно только на расстоянии 500 метров от реактора.

Четыре года назад инженер по ядерной энергетике Андрис Попелис рассказывал «Личному делу», что сейсмограф, расположенный в реакторном зале, после каждого взрыва в гипсовом карьере фиксировал землетрясение магнитудой до двух баллов по шкале Рихтера. По его мнению, постоянные взрывы вредны и могут негативно повлиять на целостность реактора. «Личное дело» выяснило, что с 2015 года гипсовый карьер продвинулся на 100 метров в направлении реактора. Теперь от границы карьера до забора ядерного комплекса остается 478 метров.

«Сейчас на нашей лицензионной территории в рамках лицензии, после проведенных исследовательских работ, взрывные работы разрешены. Нет никаких ограничений», – пояснил «Личному делу» Арнис Ивановс, директор завода предприятия Knauf.

Доступный для общественности обзор по мониторингу окружающей среды в районе Саласпилсского реактора за 2017 год включает в себя данные по радиоактивности грунтовых и наземных вод, состоянию воздуха. Однако в отчете нет ни слова о сейсмической активности в районе реактора. «Личному делу» отказались их предоставлять как компания Knauf, так и Центр окружающей среды, геологии и метеорологии, хотя в 2015 году метеоцентр эти данные не скрывал.

«Пока что нет никаких страхов и подозрений о том, что, что-то плохое может произойти в результате деятельности компании Knauf», –  считает представитель Латвийского центра окружающей среды, геологии и метеорологии Анта Яантоне.

«Личному делу» не удалось получить данные с сейсмографа ни в компании Knauf, ни в ведомстве г-жи Яантоне.

Был отправлен запрос в Государственную службу окружающей среды. Инстанция получила ответ от владельца сейсмографа. Прибор на реакторе настроен на нижнюю границу чувствительности сейсмических волн 0.5 мм/с –  это соответствует сотрясению земли от проезжающего рядом поезда. И с 2015 года превышений этой границы на реакторе зафиксировано не было.  

 

 

 

 

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное