Первоначально существовали планы создания отдельного кабельного канала, но от идеи отказались — при этом дополнительное финансирование в размере около 500 тыс. евро на укрепление информационного пространства через масс-медиа перейдут русскому вещанию, но в другом формате. Председатель Совета по общественным электронным СМИ (SEPLP) Янис Сикснис озвучил одну из причин отказа от канала на языке нацменьшинства — в некотором роде это недоверие к иноязычным и желание укреплять интеграцию на базе латышского языка, что возможно, и сыграло плохую шутку с медиапространством.
Техническая задачу формата решена, но как быть с контентом?
Вчерашнее решение подверг критике депутат,член подкомиссии Сейма по медийной политике Борис Цилевич: «Как заполнить информационный вакуум после отключения российских каналов – коалиция долго заседала и решила – никак. Сегодня существует огромное разнообразие каналов коммуникации и важно разделить производство содержания и те каналы, по которым оно доносится до людей». По его словам, наземным вещанием в основном пользуются люди пожилые и малообеспеченные. В последние годы прослеживается четкая тенденция — число абонентов кабельного телевидения неуклонно снижается, и увеличивается у интернет-тв. Основная платформа донесения информации сейчас — интернет. «Да, необходимо предложить альтернативный контент тем кто привык «нажимать» пульт и лишился российского телевидения. Но где гарантия что технически подкованный внук не покажет обходный путь с помощью технологии VPN – и те самые пожилые люди не подключатся к российским каналам?».
К сожалению в секторе медиапространства ключевые решение принимают люди, которые не являются профессионалами, не понимают современных технологий и абсолютно не представляют себе нужд и интересов той аудитории — о которой говорим на данный момент — а именно русскоязычных, считает Цилевич. Однако Сикнис парировал – экспертные дискуссии были, сам совет был той площадкой экспертиз.
Главный редактор мультимедийной платформы Rus.LSM Екатерина Сафронова отметила, что Латвия затягивает с решением вопроса укрепления безопасности информационного пространства, ссылаясь на опыт соседей — Эстонии — у соседей уже на следующий день после начала войны в Украине были выделены дополнительные 2,5 млн евро на обновление телевещания, открыты несколько касающихся внешней политики программ.
«Началась война в Украине, в Эстонии выделены дополнительные деньги для переформатирования изначально более развлекательного тв-канала. А мы 12 апреля все еще рассуждаем, нужен ли нам канал, надо ли укрепить наше медийное пространство. Почему мы обсуждаем – надо или не надо?». И напомнила, что министр культуры Наурис Пунтулис буквально за несколько дней до начала войны в интервью Rus.LSM четко озвучил позицию «вас здесь быть не должно»: «К сожалению, данное решение недальновидное и абсолютно политическое. Люди, создающие данную повестку дня, руководствуются или своими личными взглядами, или своих партий, но никак не интересами общества».