Для нас это пока ничего не меняет — главред ЛР-4 об отложенных поправках о русском вещании

Обратите внимание: материал опубликован 1 год назад

Снятие статуса срочности с поправок к закону об электронных СМИ и управлении ими (которые содержат предложение с 2026 года перестать финансировать из бюджета создание контента общественных СМИ на русском языке) — это отсрочка, а не решение проблемы по существу, рассказала в передаче Латвийского радио 4 «Подробности» его главный редактор Анна Строй.

Как писал Rus.LSM.lv, cотрудники Латвийского радио подписали открытое письмо с требованием приостановить процесс объединения общественных СМИ и принятие поправок к закону, поскольку поспешные изменения в нем не будут способствовать укреплению общественных СМИ, а ослабят их влияние и повысят риск политических манипуляций. После публикации письма коалиция пришла к соглашению, что поправки следует рассматривать не в срочном порядке, а в обычном — в трех чтениях. Предварив их рассмотрение дискуссией.

«На самом деле контуры объединения Латвийского радио и Латвийского телевидения были намечены еще в Законе об общественных СМИ и управлении ими. И конечно, это не само решение о слиянии является поспешным — само слияние было намечено уже очень давно. Что изменилось буквально в четверг вечером (23 марта. — Прим. Rus.LSM.lv), это то, что одна партия подала очень быстро вот эти поправки к закону и, воспользовавшись тем, что сейчас обсуждается вопрос финансирования этого объединенного общественного СМИ, пытается протолкнуть поправки, в частности, ликвидирующие вещание на русском.

В нашем письме, которое подписало более 190 сотрудников Латвийского радио со всех пяти его каналов, акцент был сделан именно на поспешности решения. Объединять СМИ, скорее всего, нужно и возможно — но самое главное, что пока не достигнуто, это соглашение о принципиальном изменении финансирования.

До сих пор иногда наши слушатели и порой коллеги о нас говорят как о «государственном радио»! И по большому счету — они правы. Почему? Потому что всегда выделение бюджета нам зависит от доброй воли политиков. Так быть не должно,

и в большинстве стран ЕС финансирование общественных СМИ является прописанным в законе как «целевое финансирование». Например, в нашем законе подразумевается, что 1,3% НДС и 2,12% общей суммы поступлений акцизного налога в бюджет государства начиная с 2027 года будет направляться именно на радио и телевидение.

Понятно, что если принципиально механизм финансирования единый, то и общественным СМИ лучше быть одной структурой. Просто потому, что им будет удобнее управлять. Поэтому против объединения мы не выступаем! Мы выступаем за то, что сначала следует принять, договориться о модели финансирования, об управлении общественными СМИ, о выдвижении Совета по электронным СМИ, о выдвижении главных редакторов, и только потом начинать этот процесс.

И я рада, что это письмо возымело действие».

В письме предложение Нацобъединения ликвидировать финансируемое государством вещание на русском языке расценено как потенциальная угроза, отметила главный редактор ЛР-4:

«Нельзя делать такой важный шаг, как объединение, не прописав, не обдумав, не продискутировав все возможные риски. Ликвидация русского вещания — это немного другая история, но ее пытаются продавить именно потому, что этот закон наконец, как политики говорят, открыт (для внесения изменений). И под это открытие Национальное объединение пытается осуществить свою любимую идею: запретить финансирование из госбюджета общественных СМИ на русском языке. И в данном случае не является принципиальным, будет это финансирование таким, как оно является сейчас (то есть выделением определенной суммы в бюджете), или вот этим вот процентом от налогов.

Поэтому мы, как общественное Латвийское радио 4, вещающее на русском, не считаем, и я лично не считаю, что даже приостановка этого вопроса является решением нашей проблемы. Наша проблема остается».

То, что коалиция в понедельник 27 марта решила просить Сейм снять статус срочности с этих поправок, это очень хорошо, говорит Анна Строй:

«Мы видим, что все-таки давление общественности — или давление, если хотите, четвертой власти, какой являются средства массовой информации — возобладало. Но! Нас впереди ждет такой документ, как концептуальный доклад о государственной стратегической коммуникации и безопасности информационного пространства на 2023-27 гг. Вот в этот документ Министерство культуры и пытается протащить ту самую норму о том, что русского вещания больше не будет.

Мотивируют они это так. С начала войны были отключены российские телеканалы — и кратковременно русскоязычная аудитория в Латвии должна получать информацию от общественных СМИ.

О том, что «кратковременность» всегда была в Латвии, в Латвии всегда было вещание на русском языке, наши «националы», конечно, забывают — и теперь Минкульт хочет, чтобы с 1 января 2026 года вот эта «кратковременность» закончилась, и вот тогда уже общественные СМИ на русском языке больше существовать не будут».

Но ЛР-4 — это радиостанция и других нацменьшинств, прозвучало в передаче. Его главный редактор пояснила, что одно из альтернативных предложений, которые «все равно идут в русле ликвидации» русского вещания от депутата Нацобъединения Артура Бутанса — это что языки ЕС могут звучать в эфире общественного радио, а также языки стран-кандидатов:

«То есть подразумевается, допустим, что украинцы смогут получать свое вещание на родном языке, а русские нет».

После заседания коалиционного совета премьер-министр Кришьянис Кариньш упомянул, что  предстоят дискуссии и по модели финансирования общественных СМИ, и о том, какой в Латвии должна быть медиасреда, после чего можно будет готовить поправки по отдельным вопросам, и они уже не будут требовать дискуссий. Главный редактор ЛР-4 подчеркнула, что дискуссия необходима не только на уровне правительства:

«Она нужна и на уровне общества. Я думаю, что и наша аудитория... мы ждем подтверждения тому, что наша работа важна, нужна! В среду состоится заседание профильной комиссии Сейма, где будет присутствовать руководство Латвийского радио,и в четверг, как я понимаю, поправки рассматриваться не будут. Но

я повторяю: вот эта уступка (я бы назвала это уступкой политиков журналистам) для вопроса о будущем русского вещания пока еще ничего принципиально не меняет».      

Помимо аудитории внутри Латвии, потребителями контента на русском языке, созданного в Латвии, являются и жители других стран, говорящие по-русски, сказала Строй.

«И я особо выделила бы приграничные зоны России — там, где слышны наши передачи благодаря передатчикам. Псковская область (оба граничащих с ЛР региона, Великолужский и Себежский), Беларусь. Для нас это важно — мы можем сказать, что, может, латвийская повестка их не интересует, но они могут, например, слушать Радио «Свобода», которое мы ретранслируем! И в этом смысле, я считаю, Латвийское радио 4 вносит огромный вклад в коллективную безопасность даже всего региона».

Как прогнозирует директор Центра стратегических коммуникаций НАТО Янис Сартс, если государственные СМИ перестанут транслировать контент на русском языке, аудитория не переключится сразу на каналы на латышском языке и станет искать информацию на русском, только из других источников.

Ранее медиаэксперты и политологи неоднократно указывали, что собственные русскоязычные масс-медиа Латвии  необходимы для противодействия кремлевской пропаганде и информирования русскоговорящей части общества о ключевых событиях в стране и мире. Ранее доктор политических наук Иева Берзиня констатировала, что из-за вторжения в Украину влияние Кремля на русскоязычных Латвии уменьшилось. Другие специалисты отмечают, что аудитория запрещенных в Латвии телеканалов из РФ скорее всего ушла в тень, благо есть много возможностей найти привычное содержание.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное