Ограничения банков ни к чему хорошему не приведут — инвестор

Возможное ограничение государством ставки Euribor по имеющимся кредитам и введение налога на сверхприбыль не приведет ни к чему хорошему, а получить кредит в банке будет еще сложнее, считает предприниматель, инвестор Гирт Рунгайнис. Об этом он заявил в эфире программы Латвийского Радио-4 «Открытый разговор»  

То, что политики критикуют банки и призывают ввести новые налоги и ограничения, Рунгайнис назвал «популизмом». По его мнению, говорить неопытному электорату, что в банках «все плохо» - несерьезно. Предприниматель подчеркнул, что, заставляя банки «продавать свой продукт по цене ниже рыночной или ниже себестоимости», ни к чему хорошему не приведет.

«То, по какому пути они идут, не приведет к тому, что получить кредит станет проще. Наоборот – это наверняка ухудшит кредитование», — сказал предприниматель.

По его словам, после кризиса 2008 года мир сильно изменился, и к прошлому уже не вернуться. В частности, изменился подход банков к выдаче кредитов.

«Финансирование в Латвии до 2008 года было “ломбардное”.

Это значит, что все банки смотрели на стоимость залога. И в основном только на это. Никто не смотрел на источник доходов (легальный или нет), заплачены ли налоги, отмывка ли это российских денег или другие операции. Все можно было профинансировать», — сказал Рунгайнис.

Он подчеркнул, что с тех пор много изменилось, и в развитых странах смотрят на то, чтобы доходы были легальными. Кроме того, Латвия слишком много времени потратила на сотрудничество с РФ и отмывание денег.

«Из-за того, что все это кончилось, был скандал с ABLV, с Parex, с отмыванием денег, нам пришлось быть святее Папы Римского, а банки превратились в институции контроля. Это требование переложило на них государство.

Банки действуют так, как они действуют, потому что государство требует от них этого»,

— сказал Рунгайнис.

Предприниматель сказал, что «легко пинать банки», но при этом банки в Латвии, Литве и Эстонии действовали по-разному и экономическое падение в 2008 году у стран-соседей было не столь сильным, как у Латвии.

«Никому не приходит в голову, что это наша вина, если они ведут себя по-другому. Это наше регулирование, которое образовалось не сейчас»,

— подчеркнул инвестор.

Он пояснил, что латвийские банки не могут давать более дешевые кредиты, так как они вынуждены оценивать ситуацию исходя из последнего большого кризиса, когда «мы упали глубже остальных».

«Дальше: кто финансирует гарантии по депозитам за все обанкротившиеся банки, которых по большому счету нет в Литве и Эстонии? Кто это платит? Те же самые большие скандинавские банки в основном. […] Мы, в конце концов, платим.

Надо понимать, что мы пожинаем плоды, которые сами же и посеяли»,

— подытожил Рунгайнис.

Как писал ранее Rus.LSM.lv, по мнению министра экономики Илзе Индриксоне, рост ставок и его влияние в первую очередь должны оценивать сами кредитные учреждения. Однако государство может вмешаться в эту ситуацию, применив к банкам налог на сверхприбыль, что, по мнению Индриксоне, стало бы выходом из сложившейся ситуации.

В начале августа председатель комиссии Сейма по бюджету и финансам (налогам) Янис Рейрс заявил, что процентная ставка Euribor неоправданно применяется к ипотечным кредитам, поэтому некоторые банки получают сверхприбыль. Это вызвало критическую оценку со стороны представителей банковского сектора, которые скептически отнеслись к пониманию бывшим министром финансов основ финансовой системы.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное