— Янис, вот зашли девушки в галерею, стали фотографировать мобильными телефонами. Сейчас все друг друга и всё вокруг фотографируют. Как тебе это?
— Ну это же так хорошо, когда все фотографируют! Аппарат для того и придуман, чтобы им запечатлевать действительность. Это как раз то, что и желали его создатели. И если им это удалось, что все фотографируют — значит, хорошо! Я, кстати, знаю очень хорошие кадры, сделанные людьми обыкновенной камерой мобильного телефона.
— Твои работы выставлены в таком формате, что издалека выглядят, как художественные картины!
— Работы преимущественно большие, как эпические пейзажи. А эпические пейзажи не могут быть маленькими. При этом здесь только фрагменты из серии «Массы». Не каждая галерея может вместить все работы. Здесь они выглядят достаточно хорошо — специальная печать на алюминиевом каркасе-холсте.
Обычно большая часть фотографий такого размера, выставляемых на выставках — это инсценировка.
У меня не инсценировка, а реальность, как это и было на самом деле. Неинсценированные пейзажи. А название «Массы» — потому что много говорят о массовой культуре, массовом психозе, массовых мероприятиях, иногда идет речь о физической массе.
Начнем вот с этой, которая первая слева от входа, с балеринами в кадре — это массовка во время съемок кинофильма. Не помню название фильма, но Андрейс Экис перед «Мятежом» что-то снимал. Помню, что снимал в парке Нордекю в Ильгюциемсе. Ну, а это, кажется, самая популярная фотография — Даугавиньш у памятника Свободы после того, как приехал с чемпионата мира по хоккею, принесшему нашей команде бронзовые медали. Его встречали тысячи болельщиков и Даугавиньш там был не один, конечно, а со всей командой, но тут только фрагмент... масштабный такой.
А вот 23 июня, встреча Лиго, Видземе. Народ в поле собирает травы для венков. Это не город, а небольшое селение, где и я, Янис, встречаю праздник — с семьей, спокойно отмечаю. А вот фотография, снятая 20 августа 2022 года. Можешь угадать, где снято?
— А, «кепка Ушакова», ухоженный холм на месте бывшей свалки в Пурвциемсе! Мыльные пузыри летают, людей много. Что ты там делал?
— Смотрел. И фотографировал. Городской праздник. Мне нравится на это смотреть и... как бы это сказать... В этой картинке есть какое-то драматургическое развитие, много моментов в деталях.
— Мне вообще это напоминает нечто гагаринское — земля под огромным небосводом, на вершине холма — маленький человечек идет... Случайно получилось?
— В любой фотографии композиция никогда не бывает случайной. Композиция уже есть, другое дело, как я к ней прихожу, как ее достигаю — это уже что-то внутреннее...
— А почему работы без названий, только цифры, когда они сделаны — вплоть до минуты и секунды?
— Потому что это моя жизнь, ритм моей жизни, дневник моей жизни. Вот 3 июля — праздник песни и танца. Концерт танца на стадионе «Даугава». Люди танцуют, а над ними, над стадионом на заднем плане — Пурвциемс, дома вырастают! Я не только танец фотографировал, я фотографировал всё!
— Ой, что это такое странное, разноцветное, снятое 1 октября 2019 года?
— Птичья кормушка, снятая с такого вот ракурса. Мне нравится, как она мастерски сделана. На предыдущей моей выставке, кстати, у меня была фотография дома, который выстроен как ёлка, тоже мастерская работа. Не знаю, сделали ли эту кормушку профессиональные орнитологи, но очень интересно создано. В Риге это фотографировал, в Кенгарагсе. Что я там делал?
Я хочу в Латвии фотографировать, а не где-нибудь за рубежом. Для меня это важно и существенно.
Следующая фотография сделана 9 мая прошлого года. Это тоже киносъемка, артисты в костюмах в перерыве. Снималось у Рижского политехнического университета. Это австрийский сериал «Сисси», про австрийскую принцессу снимали у нас вторую серию. Сейчас уже третью готовят. И следующая фотография — кусочек малинового торта, снятый 8 марта прошлого года. Все согласно концепции — тоже своего рода масса... из малины и шоколада. Вкус отличный! Вид тоже!
— А вот последняя работа...
— Не последняя, а новейшая. Это 1 февраля, мимо проходил и увидел. Я вообще все время мимо прохожу и что-то обнаруживаю. А что ты видишь на этой фотографии? Большую елку? Отойди от фотографии на шаг назад. Теперь видишь? Вот — лыжники на заднем плане! А где снимал — не помню, честное слово.
— Может, государственная тайна, ты же и президента нашего официально снимаешь иногда...
— Ну какая же в этом государственная тайна, если ты знаешь?
Вот, пока что все. Могу только добавить, что я очень много снимаю театр и согласен со фразой Шекспира, что вся жизнь театр, сцена, а люди на ней актеры.
— У тебя есть рецепт отличной фотографии?
— Нет рецепта, необходимо много факторов, иногда чрезвычайно много факторов. И это словами трудно объяснить. Есть много курсов, на которых объяснят, как следует правильно фотографировать, но все равно наступает следующий этап, на котором никаких рецептов уже нет. Но
очень часто большую роль играет случайность, в том числе и в фотографировании, когда вдруг поймал момент.
Просто, думаю, неслучайность в том, что в этот момент именно ты нажимаешь кнопку камеры. А так — случай!
— Помнишь знаменитое стихотворение Пушкина: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух...»
— Конечно! «И опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг!»
— Там есть пятая строчка, о которой многие забывают: «И случай, бог изобретатель».
— Вот я именно этой пятой строчкой и занимаюсь. Для меня, как для фотографа, радость вдруг увидеть, а не сфантазировать.