«Думаю, все мы — не только банковское сообщество, но и государство, предприниматели и всё наше население — конечно, ждали, что по итогам деятельности рабочей группы по налогам мы увидим нечто стратегическое. Как наше государство будет развиваться, как мы будем собирать больше налогов, как будем конкурировать и как вырастет общее благосостояние. Но, к сожалению, этого не получилось. Во всяком случае, из того, что сейчас доступно, мы видим, что большого стратегического, скажем так, рисунка — нет, а рассматривается или вариант Эстонии, или вариант Литвы, или оба варианта вместе», — сказал Бразовскис.
Латвия введет налог на сверхприбыль банков. В рабочую группу по налоговой политике передано два возможных сценария, но этот налог все равно будет введен, заявил накануне министр финансов Арвил Ашераденс («Новое Единство»). Ясность по этому вопросу появится в сентябре, сказал политик:
«Несколько дел нам нужно решить безотлагательно, и я думаю, что мы это сделаем еще в бюджете этого года. И это — банковский налог. На рассмотрение в рабочую группу передается две альтернативы, так называемые литовский и эстонский сценарии. Я думаю, что до середины сентября в рабочей группе мы примем решение в пользу какого-то из этих сценариев. Конечно, хорошо бы догнать и Литву, и Эстонию, но тут, скорее, вопросы о целях развития финансового рынка, которых нам необходимо достигнуть.
В этих сценариях есть различия, и рабочей группе они представлены. Будут дискуссии — но в любом случае это приоритетный налог, который мы продвинем в годовой бюджет. Литовский вариант или эстонский — решать рабочей группе. Но однозначно можно сказать, что в бюджетном пакете банковский налог будет».
Янис Бразовскис пояснил, что новый налог вряд ли послужит стимулом к увеличению кредитования:
«Особенно когда проводится такая политика Европейского центробанка (да и вообще центробанков) — которая, конечно, нацелена на снижение инфляции, но там есть побочные явления: снижается спрос на кредиты. В этих условиях ожидать, что кредитование будет расти, было бы совсем вразрез в политикой, которая проводится и центробанком. Поэтому говорить — если не будете кредитовать, то будет налог... у меня в голове это не очень укладывается».
Второй момент, говорит Бразовскис (на который также указывал ЕЦБ Литве) — что введение такого налога, конечно, повлияет на то, как Латвию будут рассматривать в качестве юрисдикции инвесторы, это не пойдет ей на пользу.
«Эксперименты, которые проводятся с налогами, они всегда очень дорого обходятся. Потому что вкладчики, инвесторы не могут рассчитывать на какую-то стабильность. Конкурентоспособность Латвии на международном уровне, надо думать, тоже ухудшится. И, как указывал ЕЦБ, наши кредитные учреждения могут стать более уязвимыми перед экономическим шоком. Может приостановиться экономическое развитие государства.
Еще можно сказать, что это не будет позитивно влиять на способность наших финансовых учреждений привлекать вклады и инвестиции. И самое главное, на что нужно обратить внимание — хотя база капитала у нас очень сильная, если вводятся такие налоги, там тоже могут быть какие-то отрицательные последствия. Когда кредитные учреждения уже не смогут выполнять так хорошо свою роль финансовых посредников, как они делают это сейчас».
Член правления Ассоциации финансовой отрасли подчеркнул: в условиях, когда ЕЦБ проводит политику повышения процентных ставок для борьбы с инфляцией, новый налог может способствовать только сокращению кредитования. Займы становятся дороже, и спрос на них падает.
«Но даже в этих условиях мы делаем то, что можем: во-первых, мы повышаем процентные ставки по вкладам, а во-вторых, никак не уменьшается кредитование — сколько мы в этих условиях можем выдавать, столько и выдаем (и продолжим выдавать) тем, про кого можно сказать, что они — кредитоспособные клиенты. И по сравнительно, я бы сказал, привлекательным ценам! Если мы посмотрим на те комплекты по расчетным каким-то инструментам, которыми каждый из нас пользуется ежедневно — они действительно очень дешевы у нас, если сравнивать с другими банками в Евросоюзе. Так что мы и в этих условиях продолжаем делать то, что мы как банки, как финансовые посредники должны делать».
По словам Ашераденса, что касается ситуации с банками, то, конечно, рост ставки Euribor осложняет ситуацию для заемщиков, поэтому Минфин вместе с Банком Латвии на этой неделе оценит, какие действия можно предпринять.
«Ясно одно: для заемщиков ситуация сложная. Но я хотел бы сказать, что банки сами должны идти навстречу тем заемщикам, у которых имеются трудности с выплатой кредита, потому что у банков достаточно большая прибыль, чтобы они могли позволить себе это сделать. Что со своей стороны может сделать правительство? Мы на этой неделе рассмотрим и выдвинем какие-то предложения», — резюмировал министр.
С полной видеозаписью передачи «Подробности» можно ознакомиться здесь.