Закрытие русских общественных СМИ с 2026-го — идея экс-главы Минкульта

Сейм на прошлой неделе утвердил Концепцию национальной безопасности на ближайшие  четыре года, согласно которой латвийские общественные СМИ должны прекратить вещание на русском языке с 1 января 2026 года. То, что в ней упомянут конкретный срок, нетипично для таких документов, сообщает Латвийское телевидение в передаче De facto. Часть концепции, касающуюся информационного пространства, писал Минкульт, руководимый тогда Наурисом Пунтулисом (Национальное объединение). С Советом по общественным электронным СМИ (SEPLP) эти свои идеи министр не согласовывал. В интервью De facto возражения против этого своего замысла Пунтулис назвал сомнениями в компетенции служб безопасности.

Совет по общественным электронным СМИ, отвечающий за Латвийское телевидение и Латвийское радио, о замысле через два года с небольшим прекратить вещание на русском узнал от журналистов. МВД , ответственное за проект концепции, мнения совета и самих общественных СМИ не спросило. Такую же идею Минкульт весной включил в проект основных положений медиаполитики — но этот документ пока еще в стадии согласования, говорит председатель SEPLP Янис Сикснис:

«Насколько я видел мнения не только SEPLP, но и других представителей отрасли — убедительное большинство поддерживает нашу позицию. Следовательно, большинство в отрасли считает, что такая целевая дата, когда что-то должно быть закрыто, не должна назначаться. И это высказывается действительно и общественными СМИ, и коммерческими СМИ, и другими.

В этой связи мне действительно интересно, о чем тогда мы будем говорить в основных положениях медиаполитики, каким там будет результат, и если он будет противоположным Концепции нацбезопасности — тогда что произойдет дальше».

Новый министр внутренних дел Рихард Козловскис («Новое Единство») ссылается на то, что концепция ему «досталась в наследство» от предшественников, и он полагал, будто все необходимые согласования были выполнены, так что можно двигать проект на утверждение в Сейме — потому что согласно Закону о нацбезопансости это следовало сделать до 1 октября.

Конкретные же меры по нейтрализации и предотвращению угроз должны быть включены в План национальной безопасности, на разработку которого у правительства в запасе есть год. По словам Козловскиса, конкретные пункты о контенте общественных СМИ, даты и т. д. должны были бы быть включены именно в план.

Как уже писал Rus.LSM.lv, министр культуры Агнесе Логина («Прогрессивные»), хотя сама не поддерживает намеченный в концепции срок закрытия русского вещания, на заседании правительства 26 сентября проголосовала за концепцию.

«Я усматриваю, что имело смысл быть более долгому сроку, потому что через два года мы не будем еще в той ситуации, в которой у нас не будет необходимости в надежной, заслуживающей доверия информации на русском языке для людей, которые потребляют масс-медиа на этом языке», — сказала министр.  

Инициатор ликвидации русскоязычного контента общественных СМИ Наурис Пунтулис в интервью De facto утверждал, будто 2026 год фигурирует в основных положениях об интеграции общества. Но в документе, точное название которого — «О плане развития сплоченного и граждански активного общества», такой срок не упоминается, отмечает De facto. Пунтулис ссылается также на Концепцию государственной стратегической коммуникации и безопасности информационного пространства — но и там не упомянут конкретный срок для прекращения создания контента на русском языке, лишь указано, что в средне- и долгосрочном разрезе нужно наращивать вещание на латышском. Позднее Пунтулис в общении с De facto выдвинул другую версию — 2026 год намечен как символический шаг, потому что тогда завершится и переход в образовании, преподавание будет вестись исключительно на латышском языке.

Дискуссии о сроке ликвидации русских общественных СМИ бывшему министру культуры непонятны, всю ответственность он пытается взвалить на спецслужбы, отмечает De facto.

«Наверняка я мог бы сказать, что мне кажется противоречивым, что кто-то оспаривает компетентность служб безопасности».

На указание De facto, что 2026 год указан в концепции именно с его подачи, Пунтулис заявил:

«Службы безопасности приняли решение, и теперь кто-то в нем усомнился. (..) Если бы это могло создать угрозы безопасности, то против этого возразили бы структуры безопасности, Они там не усмотрели угроз, в отличие от SEPLP. Логично?»

С начала полномасштабного военного вторжения РФ в Украину мультимедийная платформа нацменьшинств Rus.LSM.lv расширила свое содержание в соцсетях — ее аудитория растет и в Латвии, и за границей, в том числе в Евросоюзе, Украине и России. Запрет общественным СМИ создавать контент на русском языке может привести к тому, что в соцсетях на русском языке начнут доминировать публикации о Латвии, размещенные местными политиками, а также поддержанный и вдохновляемый кремлевским режимом контент. В том числе — дезинформация и   пропаганда, говорит главный редактор Rus.LSM.lv Екатерина Сафронова:

«Я думаю, что когда-нибудь действительно, наверное, не будет нужды в масс-медиа на русском в Латвии, но сейчас это не тот случай и не тот момент, по-моему.

Потому что мы видим спрос на информацию на русском языке, и мы видим, как агрессивно сейчас работают российские масс-медиа и как они рассказывают в том числе о Латвии, какую информацию они подают о Латвии тоже. И сейчас мы — единственное в Латвии СМИ на русском, которое может этой информации противостоять».

Особенно это касается видеоматериалов, отметила Сафронова.

Сопредседатель «Объединенного списка», член парламентской Комиссии по нацбезопасности Эдвард Смилтенс на вопрос De facto, было ли при внесении в Концепцию нацбезопасности такого скорого срока ликвидации общественных СМИ на русском учтено, что осенью 2026-го пройдут выборы в Сейм, влияние на которые может быть одной из целей Кремля, конкретно не ответил. По его словам, годом раньше или позже, не столь важно.

«Значение имеет то, что мы выразили четкое мнение и придерживаемся линии укрепления латышского языка. И я лично призываю и призову других коллег, особенно тех, кто представляет Русский союз Латвии, господина Шлесерса и прочих,призвать своих избирателей, в том числе избирателей «Прогрессивных», которые в большой мере, как он сами считают, русскоязычные, осваивать латышский язык, укреплять основы латвийского государства и объединяться вокруг ценностей, на которых зиждется Латвийская Республика и латвийское государство».

Главный редактор Latvijas Radio Анита Брауна считает, что решение Сейма, утвердившего Концепцию нацбезопасности в такой редакции, ослабляет позиции Латвии в условиях информационной войны. Значительная часть людей слушает радио в автомашинах — и если будет закрыто Латвийское радио 4 «Домская площадь», маловероятно, что его слушатели переключатся на латышские каналы. Просто исчезнет радиоканал, предлагавший на русском аналитический контент, говорит Брауна:

«Этим решением Сейма одним рывком выброшена в мусорник медиаэкспертиза и опыт общественных СМИ очень многих стран. Мы знаем, что вокруг нас, в Эстонии, например, и у нас в Латвии есть русские редакции общественных СМИ других стран. А именно: правительства и общественные СМИ других стран в последние годы как раз провели крупные инвестиции в русскоязычный контент,  потому что

они понимают, что всей этой российской пропаганде и дезинформации следует противопоставить качественную, достойную доверия, убедительную информацию, что поддерживать так среду независимых русских масс-медиа очень важная задача. И всё, что наш Сейм делает —  полностью противоположно всему этому опыту и экспертизе».

Глава государства Эдгар Ринкевич руководит Советом по нацбезопасности, который на прошлой неделе рассмотрел концепцию — но никаких комментариев не дал, прозвучало в De facto. И сам Ринкевич своей оценкой плана закрыть общественные русскоязычные СМИ пока не поделился.  

De facto отмечает: весной МИД, которым Ринкевич в то время руководил, возразил против идентичного предложения Минкульта, указав, что в интересах государства — такая медиасреда, которая позволяет преподносить объективную информацию и эффективно достигать всех групп латвийского общества, особенно аудиторий нацменьшинств.

«Контент, созданный общественными СМИ на русском языке, сейчас служит альтернативой ненавистнической антилатвийской пропаганде и дезинформации, создавая возможность, чтобы подлинная и точная информация достигала как можно большей части латвийского общества», — такую оценку в мае в комментариях к проекту основных положений медиаполитики дал МИД.

Ранее Rus.LSM.lv сообщал, что 19 сентября новое правительство за закрытыми дверями поддержало проект Концепции национальной безопасности, согласно которой латвийские общественные СМИ должны прекратить вещание на русском языке с 1 января 2026 года. Документ уже отправлен как в Сейм, так и в Канцелярию президента. Он должен быть принят до 1 октября, заявил Имант Закис, заместитель директора департамента отраслевой политики МВД.

Латвийское Радио и Латвийское Телевидение заявили о категорическом несогласии с идеей запрета для общественных СМИ создавать контент на русском, которая попала в «Концепцию национальной безопасности 2023». Авторы отмечают, что эта идея оказалась в документе (и в его составе была одобрена правительством и направлена в Сейм) без консультаций с самими СМИ, надзорным органом и экспертами. А ее реализация уведет нас прочь от цели — укрепления безопасности информационного пространства страны.

Совет по общественным электронным СМИ (SEPLP), со своей стороны, 25 сентября направил письмо Совету по нацбезопасности, Сейму, парламентской Комиссии по нацбезопасности, Министерству культуры и Latvijas Radio, в котором критикует намерение правительства прекратить с 2026 года создание контента общественных масс-медиа на русском языке. Омбудсмен по общественным СМИ Анда Рожукалне также заявила, что не усматривает никаких угроз национальной безопасности в существовании латвийских общественных масс-медиа на языках нацменьшинств.

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное