Сто лет назад был очерчен круг граждан Латвии

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Народный Совет Латвии 23 августа 1919 года принял «Закон о подданстве», определив, из кого же состоит народ Латвии — и как могут стать частью народа те, кто пока в него не входит. Закон устанавливал принадлежность к государству на основе принадлежности к территории, а не этнического происхождения или иных особенностей. 

Первая же статья закона гласила:

«Гражданином Латвийского государства считается всякий бывший подданный Российского государства, без различий по национальности и вероисповеданию, кто живет в границах Латвии, происходит из краев, обнимаемых границами Латвии, или на основании российского закона уже до 1 августа 1914 года принадлежал к этим краям и до дня провозглашения настоящего закона не перешел в иное подданство».

Согласно второй статье, право на гражданство сохранялось и за всеми теми, кто временно оказался за границами молодого государства. Им давался год на возвращение в Латвию — или на регистрацию в качестве граждан в стране пребывания.

Третья статья определяла путь к гражданству для выходцев из Латвии и их потомков, постоянно живущих за границами Латвии и для людей, не происходящих из Латвии и поселившихся на ее территории после 1 августа 1914 года (т.е. начала Первой мировой войны). Они могли подать прошение министру внутренних дел, который затем направлял этот документ со своей рекомендацией на рассмотрение правительства. Оно и принимало решение о предоставлении гражданства.

Включал в себя закон и нормы о натурализации иностранцев и предоставлении гражданства за особые заслуги по решению властей. Наконец, он оговаривал необходимость принесения новым гражданином присяги или торжественного обещания.

Проект закона разрабатывался еще с весны, а почти окончательный вид текст принял 14 августа 1919 года на заседании Народного совета под председательством Яниса Чаксте, будущего первого президента Латвийской Республики. Как гласит стенограмма, опубликованная в официальном «Правительственном вестнике» (Valdības Vēstnesis) от 26 августа, в заседании участвовали 82 члена Совета из 102 — в следующем составе (стилистика сохранена):

«(...) от Социал-демократов 18, от Революционных Социалистов 2, от Крестьянского Союза 20, от Латгальцев 10, от Латышского демократического Союза 11, от Радикал-демократической партии 4, от Республиканской партии 1, от Русского Национал-демократического Союза 5, от Немецкой Прогрессивной партии 2, от Немецкой демократической партии 2, от Немецкой Национал-либеральной партии 1, от Еврейского Национального Совета 3, от Еврейской Объединенной Социалистической Рабочей Партии 1 и от еврейского «Бунда» 1».

И на этом заседании обсуждались поправки, в основном — делающие закон более либеральным. В окончательном виде документ был принял 23 августа 1919 года, а 5 сентября за подписями Яниса Чаксте (председателя) и Теодора Бите (секретаря) напечатан в Valdības Vēstnesis и вступил в силу.

Текст торжественного обещания был опубликован 2 октября 1919 года: 

«Присяга (торжественная клятва).

Я, нижеподписавшийся, прежний подданный ... [государства], по собственной свободной воле вступая в Латвийское подданство, присягаю (торжественно клянусь), что буду неизменно верен Латвийскому независимому свободному государству, его конституции и законному правительству.
Я присягаю (торжественно клянусь), что буду трудиться во благо Латвии, прилагая все свои способности, знания и силы, что помогу победить ее врагов и не приму никакого участия ни в союзах, ни в партиях, ставивших бы целью свержение силою и незаконными средствами существующего устройства Латвийского свободного государства.
Я присягаю (торжественно клянусь), что буду соблюдать все законы Латвийского свободного государства и выполню все полагающиеся мне ныне и в будущем обязанности гражданина.
Эту присягу (торжественную клятву) я подтверждаю собственною подписью».

  • В воскресенье, 25 августа, Rus.Lsm.lv опубликует интервью с доктором права Янисом Плепсом и советником президентов Вейониса и Левитса по конституционным вопросам. Речь пойдет о том, каким образом латвийский закон о гражданстве оказался на тот момент одним из самых либеральных в мире — а также о том, почему впоследствии в законе появились отдельные нормы для латышей, ливов и их потомков, о том, как решалась «проблема безгражданства» в Первой Республике — и том, могла ли Латвия обойтись без статуса неграждан после 1991 года.
Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное