#LV99плюс В Риге — солдаты четырех армий

Обратите внимание: материал опубликован 4 года назад

Эта публикация появилась в рамках проекта #LV99плюс, посвященного столетию Латвии. На протяжении года он позволит со сдвигом в 100 лет следовать за событиями, приведшими к независимости. Автор — один из виртуальных (но не фейковых!) персонажей, «появившихся» на свет для участия в проекте #LV99плюс — реконструкции современными средствами событий, разворачивавшихся 100 лет назад в Латвии и в регионе.

ПЕРСОНАЖ

Антонія ​Преде (Antonija Priede), 28 лет 

Родилась в Риге в обеспеченной, но не богатой семье. Закончила Ломоносовскую женскую гимназию. Мечтала об университете, однако родители не могли оплатить учебу за границей. Антония устроилась работать секретарем. Незадолго до начала войны девушка влюбилась в русского чиновника и, когда летом 1915 года началась эвакуация из Риги, вопреки воле родителей отправилась за ним в Петроград. Там роман закончился. Антония в Петрограде сдружилась с русскими и латышскими меньшевиками, увлекшись их политическими идеями. После Октябрьской революции девушка вернулась в Видземе и поселилась в Валмиере. Когда началась германская оккупация, Антония решила тайно вернуться в Ригу. В рамках проекта #LV99plus она делает записи в дневнике и на Facebook.

На рижских улицах в эти дни* смешались почти все армии, которые только можно вообразить. Решительнее всех выглядят южане.

Их обязанность — поддерживать порядок, потому никаких вольностей не допускается.

Форму их постарались привести к общему знаменателю — создается впечатление, что и правда видишь солдат единой армии.

Северяне, напротив, одеты кто во что горазд. У одних — еще российская форма, у других — германская, у третьих — что-то от англичан, а четвертые вообще в гражданском.

После огромного торжества северяне кажутся утомленными и немного помятыми.

Говорят, что некоторые из них в Риге прежде не были, и теперь они бродят и глазеют на интересные места.

Посреди всего этого — эстонские солдаты. Хотя им запретили войти в Ригу парадом, союзники попасть в город могут — оставив оружие. О том, что это именно эстонцы, можно догадаться лишь по кокардам, нашивкам и языку.

В остальном — вылитые видземские крестьянские парни!

Некоторые, правда, красуются в английских френчах.

Эстонцы в основном покупают разнообразные мелочи, в том числе сувениры с видами Риги. Благодаря им — да и северянам — в городе ходит новая валюта — эстонские марки и пфенниги.

У многих эстонцев в руках букетики — сделанные местными девушками, чтобы поблагодарить за освобождение и утешить, что не попали на парад.

ПРОЕКТ

#LV99плюс включает в себя и попытку реконструкции исторической реальности в сети Facebook.

В Риге осталась и небольшая группка германских солдат. Они охраняют склады на левом берегу, но выглядят они полностью потерянными и упавшими духом.

Им предписали, как следует передвигаться по городу, а вне складов запретили носить оружие.

Болтаться на улицах германцы не жаждут, а если все же приходится, то ходят группами. Страхи обоснованны: невооруженный одинокий германский солдат почти напрашивается на трепку от левобережных рабочих.

(* 1919 год, 9 июля. Запись в дневнике.)

Заметили ошибку? Сообщите нам о ней!

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Пожалуйста, выделите в тексте соответствующий фрагмент и нажмите Сообщить об ошибке.

По теме

Еще видео

Еще

Самое важное